Молодежный форум «Журналистика 3 D» прошел в Петербурге.
Как найти своего читателя? Кажется, это главный вопрос, на который по-разному отвечали профессионалы и новички – ведущие крупнейшего образовательного форума по журналистике.
С 4 по 7 апреля он уже второй раз проходил в Санкт-Петербурге. Четыре дня эксперты делились опытом и общались со студентами и молодыми журналистами. В основном аудитория, человек 400 в день, была из Питера, но приехали и участники из регионов, даже из Киева, Тюмени.
Информация об экспертах форума
Список экспертов внушителен – 37 человек. Среди них шеф-редактор «Афиши-Рамблер» Юрий Сапрыкин, журналист Олег Кашин, главный редактор «Lenta.ru» Галина Тимченко, телеведущая Ника Стрижак… Темы выступлений совершенно разные. Вход платный, 440 рублей за день, студентам скидки.
Форум проходил в здании «Этажи» на Лиговском проспекте, в коворкинг-центре «Зона действия». Обстановка необычная: высокие потолки, специальная зона для работы под надписью «тсс» – не шуметь, ряды стульев, в углу шведская стенка, в центре стулья и проектор для презентаций и еще один рядом для трансляции твит-ленты. По залу можно прокатиться на велосипеде. Но это когда людей мало. У стенки пристроен второй этаж, на нем подушки и матрасы, можно спать.
Работа шла с 11 до 21 часа. Объем информации огромен, подушки все время были заняты. Интересная лекция – слушай, задавай вопросы, получай призы от спонсоров. Нет – иди пить чай, спать или смотреть выставку фотографий на пятом этаже. Розеток много и их заложников тоже: каждый третий с ноутбуком или планшетом, каждый второй в телефоне обновляет новостную ленту в соцсетях..
Нет газеты? И не создавайте!
Образовательная программа сделана с акцентом на молодых. Выступали и начинающие журналисты, которые добились успеха, смогли «раскрутить» свои проекты, а еще лучше – «взорвать» ими сеть. Показалось, что главное для интернет-СМИ собрать побольше уникальных пользователей сайта, лайков, перепостов.
– Если у вас нет газеты, лучше ее и не создавайте, – посоветовал А. Аметов, генеральный директор успешного проекта Look At Me и других, – 99 процентов читателей сегодня в Интернете.
Эксперт рассказал, что троих человек достаточно, чтобы создать свой проект с нуля. Нужны дизайнер, разработчик и редактор. А на сайте для успеха у читателей обязательно должны быть сильные материалы, интересный дизайн, его можно создать даже на готовом двигателе. Когда число уникальных посетителей дойдет до пяти тысяч в день, вами заинтересуются рекламодатели, и сайт начнет приносить доход. Тогда можно расширяться, брать в команду авторов, бухгалтера и юриста.
Выступавшие на форуме молодые люди начинали с небольших проектов, но смогли найти свою нишу. К. Артёменко рассказал о том, как создавал интернет-газету «Бумага». Он повторил ход мыслей коллеги. У его команды действительно ничего не было, кроме энтузиазма:
– Хотелось плакать, когда не мог людям платить зарплату.
Постепенно проект развился. При этом его авторы не рассчитывали ни на какую помощь или гранты.
На форуме
– Если вы хотите создавать бизнес и получать бешеные доходы, не занимайтесь журналистикой, – посоветовал главный редактор журнала «Большой город» А.Мунипов, – люди проживут без информации, продавайте лучше товары повседневного спроса.
Р.Челюскин презентовал проект fastcult.ru – ресурс для тех, кто не успевает отслеживать новинки Интернета, но хочет быть в курсе. Сайт рассказывает обо всех популярных интернет-мемах, приводит историю их триумфов в Сети в виде инфографики.
Проверять информацию или выдумывать?
– Не надо заставлять себя читать специальную прессу, если не разбираетесь, – с улыбкой посоветовала А. Щербакова, редактор петербургского бюро газеты «Ведомости». Она показывала пресс-релизы, которыми засыпают издание, участники разбирались, что из этого может стать новостью, а что просто пиар.
– И не забывайте подтверждать информацию как минимум в двух источниках! – напомнила А. Щербакова.
После этого высказывания возмутила история, которую поведал А. Савельев, креативный продюсер шоу «Вечерний Ургант». Он запускал журнал «Собака.ру» в Москве, городе, который ничем не удивишь. Андрей написал репортаж о приезде Майкла Джексона в Сургут. Автор поехал в этого город, описал, как Джексону вручали награду «Самый стильный в Сургуте», как он посещал завод. Прошла фотосессия.
– Конечно, никакого Джексона в Сургуте не было, от начала до конца это была выдумка, но этот номер действительно «взорвал» Москву, о нем говорили все!
На примере «Острых репортажей» «Вечернего Урганта» А. Савельев показал, что информационный повод для материала может быть абсолютно любым, хоть масленица в Ярославле. Важно, как журналист передает информацию и эмоции.
Не раз эксперты возвращались к тому, что все труднее отличить факты от выдумки, что новости в основном сегодня узнают в соцсетях и твиттере, а от СМИ теперь требуется другое – передать атмосферу, эмоции. И никаких вчерашних новостей!
Не учите читателя жить
– Никогда не надо учить читателя и думать, что вы умнее его. Это не так! – убежденно заявляла В. Владимирова, шеф-редактор студенческого интернет-журнала iUni.ru. – Я не принимаю тексты без инфоповода. Нашему читателю не нужны ваши размышления.
Как построить работу редакции? Практические советы дал В. Эсманов, основатель Look At Me. Летучки, систематичность, планирование, обмен идеями – основа жизни редакции. А бывает, в команде все друзья, но работа никак не клеится из-за конфликтов. Надо не бояться расставаться.
Фоторедактор «Русского репортера» А. Горохова рассказывала о важности своей профессии. Например, чтобы подготовить фото недели в журнал, из 200 фотографий информагенств она отбирает три.
– Мы единственное в России издание, которое публикует фоторепортажи и уделяет им много внимания. Хочется, чтобы у нас были конкуренты.
– Что важнее – фотография или текст?
– На мой взгляд, они равнозначны, не надо забывать о хорошем фоторепортаже.
Есть ли жизнь вне прямого эфира, рассказывали главный редактор телеканала «Дождь» М. Зыгарь и его заместитель Р. Давлетгильдеев.
– У нас 17 часов вещания в прямом эфире. Прежде всего потому, что это дешево.
Журналисты рассказали, что сегодня зрителю интереснее знать, что происходит здесь и сейчас. Нужна картинка или рассказ очевидца в студии. Так делают на «Дожде».
– Не могу терпеть, когда наш канал называют оппозиционным. Мы нормальный канал. Так работают европейские и американские новости – мы представляем две точки зрения, поделился М. Загарь. – И представителей «ЕР» в нашем эфире было не так уж мало.
Выступает Валерий Панюшкин
Больше всего запомнилось выступление публициста Валерия Панюшкина. Он 15 лет пишет о больных детях, помогает собирать деньги на лечение. Помощница прочитала материал «Половина девушки». Она несколько раз прерывалась – подступали слезы. Как и у многих в зале. Этот материал собрал больше всего денег на лечение ребенка. Валерий сравнил текст с музыкой. Сказал, что слова, в общем-то, значат мало, важен ритм и сюжет. В этом тексте два сюжета переплелись, так был достигнут эффект.
Организатор форума Е. Овчаренко представила новую образовательную платформу «3 D журналистика» для молодых авторов, дизайнеров, верстальщиков. Здесь можно учиться, находить информацию, работодателей, делиться публикациями, расти от корреспондента до редактора раздела. Главная задача – общение и поиск людей.
Форум стал событием. Организаторы отметили, что всё медиасообщество сосредоточено в Москве, а форум «3D Журналистика» единственный, который собирает увлеченных профессией в Санкт-Петербурге. Отлично! Нам ближе, пропускать такие события не стоит.
Фото автора и из группы «ВК» vk.com/dddjournalism