«Занимается ерундой», «Рисует всякие кресты и зомби», «Болтается на улице без толку», «Лежит на диване», «Сидит за компьютером», — жалуются родители на подростков и добавляют: «…вместо того чтобы делом заняться».
Что на это ответить? Мы, родители, говорим это из любви к детям, искренне желая своему ребенку лучшей жизни, чуть не с пеленок приучая его к тому, что в жизни пригодится.
Но мне кажется, что самые необходимые вещи мы успеваем дать ребенку до того, как он перестанет быть милым и послушным. Ходить, говорить, доверять людям, понимать границы дозволенного, проявлять самостоятельность и инициативу, радоваться и печалиться — это и многое другое ребенок осваивает до подросткового возраста.
Подростковый же возраст добавляет к фразе родителей одно важное слово, и фраза начинает звучать как вопрос: «Кому в жизни пригодится?» Ребенок становится здесь активным деятельным существом, субъектом: «Пригодится в чьей жизни?».
Я предлагаю оставить пока в стороне некоторые тревожащие мысли о том, что мы вообще не представляем, что пригодится детям через 10-15 лет, когда они станут взрослыми. И обратить внимание на то, что выбор подростком увлечений не случаен: он связан с личностью подростка и с поиском не профессии или увлечений, а нащупыванием себя как личности.
• Рисование, написание стихов выбирают натуры чувствительные, впечатлительные, и нередко желающие передать своё видение мира другим.
• Техника – сфера для рукастых ребят, которым зачастую нелегко дается общение, и на «ты» они в основном с инструментами, устройством автомобиля или компьютера.
• Интеллектуальные увлечения порой затягивают подростков не на шутку. Вполне можно найти парня, который всё знает о жизни акул или расстановке войск перед Бородинским сражением. Впрочем, при этом по биологии или истории может стоять «трояк».
• Спорт – самый типичный для мальчишек способ укрепить свою силу, выносливость, ловкость, а также доказать мужественность.
• Коллекционирование привлекает ребят целеустремленных, которые любят всё систематизировать, анализировать и глубоко изучать предмет своих интересов.
• Коммуникативные увлечения — да-да, «болтовня с подругами» тоже увлечение, причем наиважнейшее. Именно благодаря ему подросток решает ключевые задачи возраста. Учится отстаивать себя, своё мнение и идти на компромиссы, руководить и подчиняться, доверять и ставить границы в общении, помогать и принимать помощь.
• А вот компьютеры, увлечение которыми часто пугает родителей, сегодня уже не являются предметом хобби. Они скорее средство для интеллектуальных, технических, азартных, коммуникативных увлечений.
То есть, когда подросток чем-то увлечен, он изучает важную часть своей личности: пробует, выбирает, отвергает, отсеивает.
Поэтому уважительное отношение к увлечениям подростка можно приравнять к уважению его личности. И наоборот — неуважение его или её интересов, или — того хуже — запрет заниматься тем, что подростку ценно, это разрушение личности подростка или отношений с ним.
Высший же пилотаж родительских отношений с подростком — уважение не только интересов подростка, но и непредсказуемой их смены, когда подросток, увлекавшийся математикой, вдруг начинает заниматься рисованием и в итоге идет учиться на дизайнера.
Как отец я в таких случаях напоминаю себе, что хочу одного: чтобы мой ребенок был счастлив. Какой путь он для этого выберет — не знаю, но пусть это будет его выбор. Иначе это будет и не его жизнь.
Как психолог я с интересом выслушиваю подростков, когда они рассказывают о том, что их увлекает. Мне при этом важен еще один момент: почему они это выбрали. Но об этом в другой раз.
О себе пишет: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».
Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin