Семья и дети

Учимся учиться, или Как помочь ребёнку?

Прошло около двух месяцев школьной жизни. На что в первую очередь следует обращать внимание родителям?

И снова здравствуйте, уважаемые родители!

Прошло уже около двух месяцев школьной жизни.  И мы, взрослые, уже можем понять, насколько успешен ребенок в учебе, насколько он адаптирован к школе, чему уже научился. Хочется подчеркнуть, что мои советы направлены, в основном, на сопровождение ребенка в начальной школе, но некоторые из них полезны и родителям более старших учеников. 

На что в первую очередь следует обращать внимание родителям школьника?

1. Понаблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка, когда он идет в школу и когда возвращается домой.

Если ребенок идет в школу без удовольствия, надо выяснить, что конкретно его угнетает: трудности в учебе? взаимоотношения с одноклассниками или с учителем? Или он испытывает напряжение, связанное с боязнью быть неуспешным?

С другой стороны, если ребенок каждый день идет в школу с радостью, это не гарантирует, что он с радостью идет учиться. Вполне возможно, что его больше привлекает общение, чем сам учебный процесс. Это легко узнать с помощью вопросов. Спросите ребенка, что нового он узнал, что ему запомнилось с уроков, что давалось легко, а чего он, возможно, не понял. Эти вопросы позволят убить как минимум двух зайцев:

1) Вы показываете ребенку, что заинтересованы в его школьной жизни и в особенности в учебе. И несмотря на то что вы взрослый, вы узнаете новое вместе с ним, тем более что вас в школе, наверное, учили иначе. 

2) Обсуждая школьные уроки, вы можете незаметно и эффективно контролировать, насколько устойчивы его знания, хорошо ли он понимает материал.

2. Необходимо наладить деловой контакт с учителем, чтобы быть в курсе успехов и проблем ребенка. 

Раз в две недели беседуйте с педагогом, просите его обсуждать и объяснять интересующие вас проблемы на родительских собраниях.

Знаю, что родители часто не подозревают, что ребенок долгое время испытывает проблемы с устным счетом, с таблицей умножения, с пониманием текста. А между тем все учебные трудности, которые испытывает ребенок, связаны с отсутствием этих базовых умений. Родители начинают помогать по-своему: показывать, как надо решать конкретные задачи или пересказывать конкретный текст вместо того, чтобы заняться устранением причины учебных трудностей.  А ведь учить таблицу, тренировать устный счет, заучивать стихи (развивая память) можно в любое время и в любом месте, превратив это в увлекательную игру.  Идеи игр и упражнений придумывайте сами. Полезным подспорьем послужат интернет-сайты для родителей (например, сайт «Веселые уроки»).

3. Понаблюдайте, как ваш ребенок выполняет домашнее задание.

Если он не самостоятелен (не может начать работу, ждет указаний, задает массу вопросов о том, что и как ему делать), имеет смысл сходить на уроки и посмотреть, как педагог организует учебный процесс. Если он строго регламентирует деятельность детей, практически диктуя им каждый шаг, не организует работу в парах и группах, скорее всего учить ребенка самостоятельности придется вам.  На первых порах помогайте ребенку начать работу, задавая вопросы: «Что тебе нужно сделать? Как ты будешь это делать? Вспомни, как вы это делаете в школе. Скажи себе, что делать, как будто ты сам себе учитель». Постепенно передавайте инициативу ребенку, например, с помощью фраз: «Сделай, как ты делал это вчера… как делаешь обычно… Как будешь делать завтра…»

Надеюсь, что эти советы помогут вам положить начало организации школьной жизни вашего ребенка.

В конце отвечаю на один из вопросов в комментариях к предыдущему материалу:  «… Мы только через год собираемся в первый класс со старшим сыном. Как вы считаете, нужно ли ребенка специально учить читать к школе?»

Читательские умения во многом определяют учебную успешность ребенка. Поэтому учить читать нужно, если есть такая возможность. От скорости чтения зависит, как правило, понимание текста. Чтение активизирует мыслительные процессы, внимание, память.

Ваши вопросы в комментариях послужат темой для следующих материалов. Отдельный материал планируем посвятить тренировке и развитию памяти.

 

Фото Ирины Ларионовой

 

 

  • Мария Голубева

    У меня такой вопрос. Дошкольник начал посещать Малышкину школу. Пока занятия ведут разные учителя. Как понять и найти именно своего педагога, к которому пойдет ребенок? Нужно ли учитывать мнение самого ребенка? Приведу пример. Мои знакомые отдали ребенка в первый класс к сильному учителю начальных классов. Ребенок, год отзанимавшись у педагога (в их Малышкиной школе была другая система — все занятия вел один учитель, который потом и набирал класс)в первый класс пошел неохотно. На вопрос почему — был дан ответ, что учитель орет. Я, как мама для которой очень важен эмоциональный климат, не рискнула бы такому учителю доверить ребенка. Просто побоялась бы…

  • Людмила Подольская

    А что делать, если учитель такой, что с ним контакт не получается установить? Он сам этого не хочет, отделывается общими фразами