Трудности подросткового возраста почему-то принято связывать с гормональным взрывом, половым созреванием и генетикой. Вообще, это популярная точка зрения — мол, всё это физиология, а с ней ничего не поделаешь. Но в то же время именно это пытаются делать все родители и учителя — влиять на поведение подростков!
У меня на этот счет есть две новости — хорошая и плохая.
Хорошая — поведение подростков слабо связано с генетикой и физиологией. Хотя бы потому, что подростковому кризису… всего каких-то пара-тройка столетий.
Простите, выдам немного теории, иначе вы не поверите.
Когда известный антрополог Маргарет Мид попыталась изучать жизнь подростков в примитивных племенах Самоа и Новой Гвинеи, она столкнулась с определенными трудностями. Крайне сложно оказалось даже объяснить местному населению, что она хочет изучать. Они никак не могли взять в толк, почему люди 14 лет должны чем-то отличаться от людей восьми. Ну, они выше, ну чуть сильнее… Но ведь и среди взрослых есть и низкие, и высокие, сильные и слабые. Как становятся взрослыми? А, ну это просто: вот у этого все зубы на месте, он ребенок. Завтра будет совет племени, шаман проведет обряд, выбьет ему передние зубы — и всего делов…
Да, вот так всё просто. Нет зубов — взрослый. И никаких тебе 10-15 лет непонятного статуса, когда от тебя попеременно требуют то не высовываться, потому что «молод ещё», то талдычат об ответственности. В принципе, пять минут позора и пара потерянных зубов – не такая большая цена за взрослость.
Так что нечего на физиологию пенять – ведь у нас с примитивными племенами она общая, а про подростковый кризис они слыхом не слыхивали!
Казалось бы, мы всё можем изменить, ура! Ура?
Тогда почему вторая новость плохая? Увы, изменить можно не всё, потому что подростковый возраст мы, представители западной культуры, создали сами, усложняя жизнь общества и удлиняя путь, который ребенок должен пройти до взрослого. В примитивных культурах пять-десять профессий, у нас — сотни. Там — одна религия, а у нас — десятки. Культура у них общая, у нас… ну, вы поняли. И если подростковый возраст — это период выбора, то выбор этот стал не в пример сложнее.
Вот и получается, что взрослый — уже и телом, и умом человек — еще много лет учится, социализируется, доказывает, что он взрослый. И не факт, что у всех получается. Исключить подростковые проблемы можно только вместе с культурой.
Так что если вы не собираетесь уезжать в тайгу, чтобы жить отшельниками как известные староверы и там уже рожать и воспитывать детей, смиритесь с некоторыми трудностями на пути воспитания подростков.
А с остальными приходите ко мне — в конце концов западная культура придумала психотерапию именно как подушку безопасности от самой себя. Приходите, я могу поддержать вашего подростка, смягчить для него культурный шок и помочь вам найти эти подушки безопасности в семье.
О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».
Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin