Общество, Семья и дети

Родитель на горошине

Фото: dradamcox.com
Фото: dradamcox.com

«Учится с двойки на тройку», «Прогуливает школу», «Вовсе не учится» — вот типичные жалобы на подростков в кабинете психолога. «Хамит», «Нас ни во что не ставит», «Дерется» — это чаще всего дополнительные опции, из-за которых к психологу не идут. Только если уже совсем сор из избы полез, и из-за драк или воровства в дело втянуты прокуратура, полиция и прочие органы.

Почему так? Потому что мы, как родители подростков, — форменные принцессы на горошине. Нет, не избалованные и изнеженные. Но болит именно от горошины, спрятанной под кучей матрасов — других, не таких заметных проблем.

Горошина эта — внешние «показатели эффективности»: успеваемость, приличное поведение, достижения. Именно их спрашивают с подростка родители, и именно проблемы в этих сферах заставляют бить тревогу. Не то, чтобы мы не интересовались другими сторонами жизни детей, — просто в какой-то момент нам начинает казаться, что в детей мы вложили уже всё, что могли, и начинаем ждать эффекта. Ждем, что они уже вот-вот вырастут и станут самостоятельными, взрослыми…

А как станет самостоятельным парень, сидящий всё время в компьютере? С чего вдруг станет успешной девушка, которая целыми днями гуляет с друзьями, вместо того, чтобы учиться? Неприятные мысли лезут в голову, неуютные.

И приходя к психологу, родитель хочет, чтобы специалист убрал эту горошину и можно было бы жить дальше долго и счастливо. Но проблема в том, что исправить подростка и его учебу нет никакой возможности. Горошину нельзя просто так взять и убрать — путь к ней лежит через кучу матрасов. Мягких, жестких, старых, неудобных — которые годами накладывались друг на друга. Культурные слои, так сказать. Что это за «матрасы»? Это прежде всего мысли и чувства детей, которые подавляются, а иногда и эксплуатируются окружающими.

 

  • Чувство вины и стыда за неудачи, за то, что не оправдал ожиданий, не смог, не победил, не окупил вложенных сил и средств. На одном чувстве вины человек может горы свернуть, да надорваться по пути. Не зря говорят: «нет полезней в хозяйстве вещи, чем виноватый муж». Мужа здесь можно заменить и на школьника, суть не изменится.
  • Гнев на взрослых — учителей, родителей — подавленный и прорывающийся куда-то, где безопасней. Подрался с одноклассниками, пнул собаку, сломал ценную вещь. Не услышал, забыл, проигнорировал требование или просьбу. А это вызывает новые скандалы и новый гнев.
  • Обиды за несправедливость — оценки за поведение, грубость учителей, крики родителей.
  • Это, наконец, горе от потерь — от умершей кошки до развода родителей. Горе, которое можно прожить только когда его кто-то способен услышать и сопроводить. А кто умеет? И кто способен сопроводить горе, которое и таковым-то не считает? Подумаешь, кошка!

Поэтому ни подросток волевым каким-то решением, ни психолог со всеми своими знаниями и опытом  не уберут горошину, не разобрав завалы накопившихся проблем. И каждый матрас — это несколько встреч с психологом.

Поэтому, по возможности, не накапливайте матрасы и убирайте их вовремя. Тогда и горошины никуда не закатятся, или обнаружить их будет не так сложно. А если накопили — приготовьтесь их разгребать, слой за слоем. И в процессе разборок подросток на какое-то время станет еще неудобней, потому что раскопанные проблемы болят сильнее, доставать их неприятно. Поддержанный подросток злость свою начнет выдавать не сверстникам, а родителям. Без чувства вины перестанет угождать родителям и займется собой. И тут очень хочется матрасы положить на место, и забыть — желательно, навсегда.

Но попытки игнорировать горошины и прятать головы под матрас, к сожалению, приводят к депрессиям, зависимостям, психозам и противоправному поведению в юности и зрелости. В массовости таких исходов сомневаться не приходится.

А можно ли достать горошину быстрее? Что же, можно попробовать форсировать результат, или традиционно повоспитывать, но, по моему опыту, это разрушает контакт с подростком — иногда до невозможности продолжать работу и в долгосрочной перспективе приносит мало пользы.

Так что непросто работать с подростком, и еще труднее угодить его родителю. Но если подросток готов работать, то психолог как минимум может побыть для подростка подушкой, нянькой и грушей вместо вас — когда вы уже не можете слушать, а он не готов с вами говорить. И поверьте, подростки на консультациях проявляют по-своему больше мужества и готовности работать со своими проблемами, чем многие взрослые — при том, что пришли-то они не по своей инициативе.

 

Об авторе. Николай Юдин — психолог-консультант, тренер и преподаватель психологии, кандидат психологических наук.

О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».

Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin