Интернет-журнал «Лицей»

Скончался учёный Залман Кауфман

З.С. Кауфман, январь 2012 года. Фото Натальи Лайдинен
З.С. Кауфман, январь 2012 года. Фото Натальи Лайдинен

10 февраля на 99-м году ушел из жизни Залман Самуилович Кауфман, доктор биологических наук, научный сотрудник Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН, член-корреспондент РАЕН, заслуженный деятель науки Карелии.

 

Залман Самуилович Кауфман родился 10 января 1921 года в Чернигове.  Первую статью опубликовал будучи учеником 6 класса в журнале «Юный натуралист». Поступил на биофак Ленинградского государственного университета, но вскоре был отправлен на Финскую войну, а после её завершения служил в 1-й Московской пролетарской дивизии, сообщает КарНЦ РАН.

Великую Отечественную войну встретил на границе в Западной Белоруссии, участник с первого дня войны. Как командир отделения разведки и артиллерийский корректировщик участвовал в боях на Волховском и Ленинградском фронтах. Был ранен, в 1944 году демобилизован по инвалидности.

 

После демобилизации вновь стал студентом Ленинградского университета. Весь университетский курс прошел за четыре года, но окончить вуз не довелось. В стране была развернута кампания антисемитизма. Кауфман ен скрывал своего несогласия с происходящим, в 1948 году по доносу он был арестован и осужден на 25 лет лагерей особо строгого режима. После смерти Сталина был реабилитирован и восстановлен в университете.

В 1956 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «биолог-зоолог». В 1960 году окончил аспирантуру зоологического института АН СССР. В 1962—1964 годах — научный сотрудник Карельского филиала АН СССР. В 1964—1974 годах — старший научный сотрудник зоологического института АН СССР. С 1974 года — ведущий научный сотрудник Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН. В 1982 году защитил докторскую диссертацию. С 1996 года член-корреспондент Российской Академии Естествознания.

Залман Кауфман — автор 75 научных работ. Научные труды связаны с лимнологией, наукой о водоемах и обитающих в них видах. Изучал рыб и членистоногих. Разработчик мер по стабилизации поголовья беломорской сельди, снизившейся в результате исчезновения в море морской травы — зоостеры — субстрата для нереста.

Увлекался вопросами иудаики. Уникальную коллекцию бабочек и жуков передал в Национальный музей Карелии, а своё огромное собрание книг — в библиотеку Карельского научного центра РАН. (Источник: cyclowiki.org)

Прощание с Залманом Самуиловичем Кауфманом состоится 15 февраля с 12 до 13 часов в траурном зале по адресу: Петрозаводск, ул. Вольная, 4 (зал №2)

 

Прощальное слово Людмилы Фрадковой

 

Я сижу рядом с ним, уже очень стареньким и больным, измученным болезнями. Он не хочет о них говорить, о том, как ему трудно и плохо. Говорим об его книге, которую он заканчивал в конце ноября писать, торопился. Помешало закончить рукопись нелепое падение, травма, а потом больницы, и все хуже и хуже.

Но я показываю ему распечатанную рукопись книги, над этим старается Дмитрий Цвибель, он хочет ее издать, эту, как оказалось, последнюю написанную книжку Залмана Самуиловича Кауфмана, крупного ученого и удивительного Человека, о котором можно говорить только с большой буквы и преклоняться перед ним.

Глаза его оживают, он начинает улыбаться:

– Давай, давай сюда рукопись, – и дрожащими руками перебирает страницы. – Нет, тут не так! Перепутаны абзацы. И тут нужно поправить.

Я совершенно изумлена тем, как на глазах исчезают немощь и бессилие, и нет уже старика, молодыми и задорными становятся глаза. 

Мы начинаем поправлять рукопись. Он говорит, я исправляю. Старик счастлив. Наверное. нет другого лекарства от старости, кроме как занятие любимым делом, умение отдаваться ему целиком, все остальное считая досадной помехой и фоном.

Он сохранил ясный ум и память до последних минут жизни, потому что всю жизнь занимался интеллектуальным трудом, наукой, писал статьи и книги. А с каким вкусом он это делал! Как собирал по кусочкам из разных статей материал, компоновал, обдумывал каждую строчку!

Да, 98 лет… Все скажут: хорошая прожита жизнь, длинная. Да, длинная, но в ней были война, голод, ранения, госпитали, сталинские лагеря. Реабилитация. Окончание университета и аспирантуры. Кандидатская диссертация. Изнурительные поиски работы – никто никуда не хотел брать врага народа. Но все-таки взяли на Беломорскую станцию Картеш.

Докторская диссертация. Потеря единственного сына, талантливого ученого-биолога. Он не сдавался, продолжал работать и жить.

Сидел за своим стареньким любимым письменным столом, с пишущей машинкой, а потом с компьютером. И писал и творил. Называл он себя «внутренним эмигрантом».

Никогда не привыкнуть к потерям, никогда не смириться, что человека больше нет рядом. Особенно такого человека.

 

Exit mobile version