Город 36 церквей, гусиная столица, купеческая биржа, музей Гайдара
Арзамас — старинный русский город. Основан как город-крепость Иваном Грозным в 1552 году, когда он в третий раз шел на Казань, на месте древнейшего поселения народа эрзя — так называлось мордовское племя. Название города, как рассказывает одна из легенд, образовано из имен двух братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами и в присутствии царя первыми приняли православную веру.
Арзамас находится в 112 км от Нижнего Новгорода. С XIX века известен как гусиный центр. Арзамасские гуси были особые: белые и очень хорошо набирали вес, до 10 кг. Ежегодно в окрестностях Арзамаса выращивали около 20 тысяч гусей.
В 1767 году Екатерина II назвала Арзамас гусиной столицей. Ее поразил вид двигающегося белого моря, настолько стадо гусей было многочисленным.
Старинное административное здание Арзамаса находится на улице, которая раньше называлась Прогонной. Это тоже про гусей: осенью их в пешем порядке гнали в Нижний Новгород и даже Москву, а это 412 км! В дальней дороге птица быстро обдирала лапки. Арзамасцы использовали свой лайфхак: разогревали смолу и прогоняли гусей по этой смоляной лаве, а затем по песку. Так гусь получал черные лапотки, укрепленные песком.
В XIX веке разбогатевшие арзамасские купцы строили храмы, и в городе развивались художественные промыслы, конописный один из них.
Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи А.В. Ступина. Это была первая художественная школа в России. Здесь могли учиться и крепостные, причем получать не только художественное, но и общее образование. За 60 лет своего существования арзамасская школа выявила и воспитала немало народных талантов.
Дом помещика Бессонова, в котором по легенде на балах бывал Александр Пушкин проездом в Большое Болдино.
К 200-летию поэта дом-памятник восстановили и планировали разместить в нём общегородской литературный музей. Но в итоге здание на набережной уже десять лет занимает резиденция Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Дом Твердова – еще один шедевральный особняк Арзамаса, выполненный целиком из дерева. Построен дом был в 1822 — 1823 годах. Колонны изготовлены из цельных стволов деревьев. Это не купеческий дом, Твердов был дворянином, причем особых денежных ресурсов не имел. Но амбиции не давали ему покоя, поэтому были сооружены колонны, очень модные в то время в Петербурге.
А если деревянные колонны покрасить краской, то будет имитация мраморных, как в Питере, — почти не отличить. Сейчас здесь находится духовно-просветительный центр.
Выйдя на набережную реки Тёши, обнаруживаем, что реки совсем не видно. На заливном поле даже играют в футбол. На другом берегу реки видно село Выездное — постоянный конкурент Арзамаса. Если в Арзамасе строили собор, то в Выездном собор был еще больше.
Храм Смоленской богоматери был возведен в 1814 году в честь победы над Наполеоном. Собор этот — один из крупнейших в области. Он работал даже в период советской власти, поэтому здесь сохранилось уникальное внутреннее убранство со времен его постройки.
В 1917 году местный купец Геннадий Терентьев получил разрешение от городской управы построить кинотеатр. Театр кино купец Г.Н. Терентьев назвал «ГеТе», по первым буквам своего имени и фамилии. Демонстрация фильмов началась в новом кинотеатре весной 1918 года. Для работы киноустановки у хозяина имелся свой электродвигатель.
Просуществовал этот киносалон недолго. Советская власть объявила национализацию, в сентябре 1918 года частные кинотеатры решением уездного исполкома были переданы в ведение уездного отдела народного образования и закрылись. В 1927 году его снова открыли, поняв необходимость окультуривания народа, и назвали «Искра». Сейчас здание пустует…
Возвращаемся в центр города на Соборную площадь. Город 36 церквей — так называли Арзамас до революции. Украшением площади является небольшое двухэтажное строение бывшей городской Ратуши, сейчас здесь Музей православия.
Свято-Николаевский женский монастырь был основан в 1580 году в годы правления Ивана IV Грозного. Сейчас он находится в центре города, является местом паломничества.
Монахини-насельницы Николаевского монастыря слыли дивными рукодельницами. Они вязали, вышивали золотом и даже создавали уникальную валяную обувь, которую им заказывали модные светские дамы.
В советское время сестры выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы. Но все равно монастырь закрыли на долгие 70 лет. Сейчас же здесь — благодать!
Святыня монастыря — чудотворная Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Рассказывают, что она была передана в церковь в 1997 году почерневшей. Сестры отнесли ее в запасник, а позже достали и поместили в раму. После того, как перед ней начали читать молитвы, изображение постепенно светлело.
Рядом с монастырем на той же Соборной площади высится великолепнейший Воскресенский собор. В 1812 году на гребне эйфории от победы над Наполеоном в городе собрали хорошую сумму для постройки собора. Но строили долго — до 1842 года.
Внутри все расписано по сырой штукатурке сюжетами из жизни Христа. Например, над главным алтарём изображение «Тайной вечери» является точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Смотрится всё монументально. Дух захватывает от великолепия: казалось бы, провинция, но такой шедевр!
Главная святыня собора — животворящий крест. Обретен он был при интересных обстоятельствах еще в XVII веке. На ярмарке купец увидел в лодке у мужичка крест и решил его купить. Мужик отдал ему распятие, за деньгами купец должен был сходить в лавку. Но когда покупатель принес деньги, мужика и след простыл. Более того, никто на берегу не видел лодки с крестом вовсе.
Крест был привезен в Арзамас, но никак не влезал в дверь дома, где жил купец. С дверей сняли косяки, однако крест все равно не проходил. Когда лик Христа стал светиться, решили отнести его в храм Ильи Пророка, а позже перенесли в Воскресенский собор.
Перед Благовещенской церковью не так давно установили памятник патриарху Сергию Страгородскому, уроженцу Арзамаса. Именно ему церковь обязана послаблением санкций, которое последовало в начале 40-х годов прошлого века. Сергий обратился к Сталину, чтобы в тяжелые годы войны тот отпустил священников из лагерей и дал возможность верующим молиться. Так у людей появлялась надежда на победу в войне и возврат к мирной жизни.
По инициативе Сергия в 1941 году над Москвой летал самолет с иконой Казанской божьей матери, после чего враг был остановлен. Сталин пошел навстречу прошению патриарха, из лагерей освободили много священнослужителей.
В этих торговых рядах в прошлые века находился трактир «Тройка», своеобразная купеческая биржа.
Именно в этом заведении стороны заключали торговые сделки, подкрепленные одним крепким купеческим словом. Всё это делалось в трактире за самоваром. Если сделка была интересна обеим сторонам, то выпивался не один самовар. Надо заметить, на алкоголь купцы не переходили.
Один из музеев города — литературный, имени Аркадия Гайдара. Перед входом установлена скульптура 14-летнего Гайдара, уходящего на фронт. В экспозиции этого музея представлены личные вещи, фотографии, документы, рассказывающие о жизни семьи Голиковых, писателе Гайдаре и его потомках до наших дней.
Интересно, что писатель родился в семье учителей — Петра Исидоровича Голикова и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.
С 1912 года по 1918-й в этом доме жила семья А. Гайдара. Леня Голиков — настоящие имя и фамилия писателя — учился здесь в реальном училище. По одной из версий псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса».
В Арзамасе проживает чуть более 100 тысяч человек, много частных деревянных домов. Этот дом принадлежал когда-то купцу Ивану Михайловичу Синицину, скорняку и торговцу мехами. Кто делал резьбу, неизвестно, но видно мастеровитую руку. Резная лобовая доска, резные наличники, резные пилястры, резное крыльцо — всё украшено. Арзамасский стиль резьбы — цветочные мотивы.
В Школе академика живописи Ступина тоже занималась домовой резьбой. Многие её ученики стали резчиками, рисовали и сочиняли рисунки не только для иконостасов, но и для домов. Из церковной резьбы они перенесли на дома кокошники, которые в церкви украшали молельные места.