Золотая хохлома, классическая матрёшка, тайны староверов
Петрозаводчанка Лидия Винокурова объехала более 120 стран! Изучает она и разные уголки России, мечтая посетить все 85 регионов.
Семенов — небольшой городок на 24 тысячи жителей, находящийся на левом берегу Волги в 69 километрах от областного центра — Нижнего Новгорода.
Семенов — один из главных центров народных художественных промыслов России, столица русской хохломы. Этот всемирно известный вид росписи возник в селе Хохлома, расположенном неподалёку от Семёнова.
Впервые Семенов упоминается в 1644 году как село, где развиты ремесла росписи. Доподлинно неизвестна дата, когда появились первые мастера. На фабрике можно увидеть весь процесс от начала до конца, но не каждый день там экскурсии — нам попасть не удалось.
Рядом с фабрикой находится музей «Золотая Хохлома», открытый для посещения каждый день. Кроме того, там можно приобрести прекрасные сувениры.
В музее можно познакомиться с работами заслуженных художников России, лауреатов премии имени Репина, участников международных аукционов и выставок. Эти художники — виртуозы, идеально владеющие всеми секретами хохломской росписи.
Классическая семеновская матрешка в России появилась в конце XIX века. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году русская матрешка завоевала всеобщее признание, после чего ее изготовление пошло в гору, так как спрос вырос в несколько раз.
В Семенове, городе деревянных изделий, стали изготавливать новые сувениры в большом количестве.
Хохломской промысел существует более трёх столетий. В это время происходит обширное заселение нижегородских земель разным людом, среди которых были старообрядцы – противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Эти знания были применены при изготовлении посуды.
Парадная посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.
Искусство хохломской росписи идет от иконописи, которой владели староверы, сбежавшие из центральной части страны.
Иконы продолжают писать и поныне. На фабрике работают семьи-династии, поэтому умения передаются уже на генетическом уровне. Мастер Тюкалов из такой династии. Как повелось из прошлых времен, когда он расписывает, кто-то из девушек должен читать вслух. Это могут быть произведения классиков или современные, по выбору мастеров.
Жар-птица — символ хохломской росписи.
Один из самых распространенных предметов, которые изготавливают семеновские мастера, — ложка. Собственно, от ложек и пошло производство деревянных поделок. Многие мастера были узкими специалистами — ложкарями. Мой партнер по чаепитию: Семен-ложкарь.
В старинном доме, принадлежавшем ранее купцу П. Строинскому, действует музей народных ремесел. Купец содержал ложкарно-красильное заведение и занимался торговлей, а его жена Ольга Лазаревна держала бакалейную лавку.
После национализации в доме был детский приют, потом суд, потом администрация и, наконец, музей.
В музее собрано всего помаленьку. Особое место в экспозиции занимает коллекция весов и гирь, без которых невозможно представить ни одну бакалейную лавку того времени.
В музее есть и девайсы советского времени. Я помню, у нас был такой же приемник, как слева внизу. «Муромец» назывался.
Семенов — город небольшой. Но все в нем концептуально, в стиле росписи, прославившей это место. Если детская площадка, то ярко расписанная.
Если уж фонтан, то с оригинальным хохломским подтекстом, какого нигде нет.
Если клумба-тропиарий, то это будет гигантская матрешка.
Семеновский бренд в городе можно встретить часто, а вот открыточку с видами города нигде не смогла купить: ни на почте, ни в музеях, ни в книжном магазине.
Немного прогулялись по центру города. Пешеходная улица Ленина была образована в период так называемой «смысловой» застройки города Семенова. В это время город был благоустроен, улицы дополнены некоторыми элементами декора и малыми архитектурными формами.
Я бывала в Семенове в 80-е годы, когда работала экскурсоводом и ездила, в том числе с сопровождением групп карелов, в другие города. Тогда это был грязноватый, неухоженный городок. То, что сейчас и что было, — это небо и земля!
На улице Ленина сохранилась усадьба купца Ханыкина, торговца мануфактурой. Сегодня здесь военкомат.
80 процентов купцов Семенова были староверами, в свое время их предки скрылись от никоновской реформы в глухих лесах Заволжья. В архитектуре их купеческих усадеб выдержан строгий классический стиль, без особых излишеств. Как требовала вера.
Главное здание усадьбы богатого купца-старообрядца Афанасия Носова является образцом архитектурного стиля эклектики. Особняк выстроен в 1870 году. Его хозяин владел ложкарным промыслом и торговал деревянными ложками и прочей утварью в трёх принадлежащих ему лавках на Нижегородской ярмарке.
Очень красивая каменная старообрядческая церковь «Святителя Христова Николы» была выстроена в начале XX века при инвестировании купца Носова.
При Екатерине случилось послабление для старообрядцев. Им разрешено был строить свои церкви, только без крестов! Также императрица позвала староверов из Польши, Румынии и прочих дальних мест. Были выделены земельные наделы для этих семей по всему Поволжью: от Казани до Астрахани.
Из советских арт-объектов — памятник трем коммунистам, погибшим от рук то ли белогвардейцев, то ли просто «несознательных» крестьян, которые почему-то не хотели расставаться со своим имуществом. Очень грозные люди…
В городе много частных домов, некоторые из них очень миленькие. Украшены они не глухой, а накладной резьбой, в этом оригинальность семеновской и городецкой резьбы.
Гуляя по центру Семенова, обнаружили забавную вывеску. Интересно, это купеческий креатив или криворукость?
От Семенова осталось очень позитивное впечатление. Семеновцам есть чем гордиться: Хохлома — наш русский ответ китайскому ширпотребу!