— Центр задумывался как дом для ребят, у которых его нет. Практически все наши воспитанники были сиротами при живых родителях. Я очень часто тогда повторяла одну фразу: «Наши дети самые хорошие из тех, что не нужны уже никому», — вспоминает Галина Алексеевна Власова, первый директор центра, а ныне заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе.
{hsimage|Первый директор центра Галина Власова||||}Десять лет назад учреждение приняло на себя поколение родом из лихих 90-х, чьи родители спились, стали наркоманами, потеряли жилье или по каким-то иным причинам перестали воспитывать своих детей. Конечно, один центр республиканского значения, рассчитанный на 20 воспитанников, не решал проблему беспризорности в целой республике. Поэтому специалисты центра общались со своими коллегами из 10 районов Карелии, где есть похожие учреждения. Из девяти районов, где подобных центров и приютов нет, Прионежский, Кондопожский и Олонецкий вызывают тревогу. Оттуда чаще всего поступают ребята, которым нужна помощь. В целом же безнадзорных детей в республике нет. Свидетельствует об этом и статистика центра.»Бегунков» — так здесь зовут ребят, склонных к бродяжничеству, в прошлом году было всего девять. Шесть из них прибежали в Карелию из Мурманской, Архангельской, Свердловской областей, Республики Коми и даже Узбекистана!
— Это связано с изменением ситуации в стране. Дети перестали убегать из дома так массово, как это было десять лет назад. Тогда по акту оперативного дежурного нам могли привести и десять детей, которых мы должны были отмыть, накормить, приодеть, — говорит нынешний директор центра Виктория Владимировна Минина. — Поэтому больше в центре стало плановой работы. Мы чаще организовываем смены для ребят с похожими проблемами, работаем по специальным программам.
Так, уже второй год здесь решают проблемы для детей, чьи мамы и папы злоупотребляют алкоголем. Программа под названием «Родителей не выбирают» учит подростков, как минимум, не чувствовать себя виноватыми в том, что их родители пьют. Как максимум, умению жить в семье и самореализовываться. Для центра характерен комплексный подход к проблеме. Это означает, что с ребенком работают несколько специалистов, которые помогают ему решать личностные проблемы и вопрос дальнейшего жизнеустройства.
Кстати, именно своим бережным отношением к судьбе детей центр отличается от других учреждений. Только в «Возрождении» существует такое направление работы, как семейная воспитательная группа (СВГ). Эта идея берет начало в истории благотворительности и опирается на международный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Америке и Норвегии. Для большинства ребят, в том числе и воспитанников центра, лучшая альтернатива государственному учреждению — поместить их в другую семью, которая подарит детям защиту, любовь и заботу. Именно то, чем их жизнь была обделена.
Не раз мне приходилось сталкиваться с мнением, что временная семья неспособна заменить родную. Осознают это и сотрудники центра. Прежде всего они готовят воспитанника и семью, которая хочет его принять. И если все идет так, как запланировали специалисты центра, ребенок, обычно младший дошкольник, обретает новую семью. В 2009 году сотый ребенок был помещен в СВГ.
… Ребята, попадая в Центр, включаются в новую для них жизнь. Помимо завтраков, обедов и ужинов, у воспитанников появляется время для общения с психологом, воспитателями, социальным работником. Школьники, которым здесь предстоит жить, спустя несколько дней, идут учиться в 36-ю школу Петрозаводска. Младшие дети остаются с воспитателями — гуляют, занимаются, играют.
Посещая центр не в первый раз, я интересовалась в первую очередь тем, как изменился он с точки зрения комфорта. Ведь десять лет назад, когда все только создавалось, о собственной столовой, просторном кабинете психолога с бассейном из шариков и мягкими креслами приходилось только мечтать. Тогда было лишь помещение на третьем этаже бывших мастерских профессионального училища, все остальное — в проекте.
Изменения, произошедшие в центре, заметны. На входных дверях встроены видеофоны — теперь сюда не могут зайти чужие. Кстати, и выйти отсюда незамеченным будет проблематично. Для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, важно это чувство безопасности. Появилось здесь приемное отделение, собственная небольшая прачечная, удобные душевые кабины, изолятор для вновь поступивших или заболевших детей. К тому же перед центром появилась новенькая детская площадка с горкой, песочницей и турниками. До этого из окон центра любоваться можно было на трубы Петрозаводскмаша и пустырь, поросший реденькой травкой.
Но вместе с тем есть и сложности. О недостаточности финансирования в учреждениях такого типа говорить не принято. Считается, что в режиме экономии сейчас, в период кризиса, живут все. Как я поняла, это негласное правило есть и в центре. Вступая во второе десятилетие, предстоит ему выполнить новую задачу — работать с подростками, вышедшими из мест лишения свободы. Специалисты, конечно, готовы осваивать новые методики и программы. Неясно только, как центр будет справляться с этой нагрузкой, ведь проблема помещений — и сотрудники, и дети пока, к сожалению, живут и работают на весьма ограниченной территории, не решена.
Несмотря на это взрослым и ребятам удалось провести праздник, посвященный первому серьезному юбилею «Возрождения». 15 июня во Дворце творчества на Красной собрались гости, выпускники, воспитанники и их наставники. В холле была организована небольшая выставка, на которой ребята представили поделки из бумаги, рисунки — все то, что они делали сами и вместе с воспитателями. Было сказано много добрых, искренних слов. Но особую радость и гордость воспитатели чувствовали за тех ребят, которые, благодаря «Возрождению» обрели новую семью. Эта была настоящая радость — видеть чудо семьи, которое возродило и вернуло многих ребят к жизни.