Что же можно сделать, чтобы приучить малыша к порядку и аккуратности? Даже если он ходит в детский сад, важна домашняя среда, адаптированная под его возраст.
В раннем детстве ребенок любит постоянство. Для маленького важно, чтобы его окружали знакомые вещи, день строился по режиму, а сон, еда, прогулки сопровождались определенными знакомыми действиями. Перед сном мы читаем сказку, перед едой достаем тарелочки и ложки, после прогулки моем руки. Мир такой, каким был вчера. Из этого чувства рождается уверенность в себе, своих родителях. И программируется будущее отношение к миру.
Ну а если дома беспорядок, нет постоянства, в чем малыш больше всего нуждается. Конечно, если семья живет на съемной квартире или вынуждена переезжать с места на место (семьи военных или тех, кто не стал счастливым обладателем собственных квадратных метров, например), все это стресс. Но в силах взрослых создать порядок хотя бы в собственном доме. А в его поддержании поможет ваш ребенок.
{hsimage|В квартире для ребенка должны быть выделены разные зоны ||||} Для начала немного истории. Сегодня невероятно модно отдавать детишек в разные студии и кружки. Можно даже предположить, что в России появилась мода на раннее развитие детей. Невероятной популярностью пользуется педагогика Марии Монтессори. Долгое время я относилась очень осторожно к идеям итальянского педагога, которая всю свою жизнь посвятила детям. Но в силу особенностей старшего сына и поиска методики для него и еще двоих младших детей, пришлось свои взгляды пересмотреть. Ее идеи помогли иначе отнестись к обустройству пространства детской комнаты и в целом выстраиванию взаимоотношений с малышом.
Итак, Мария Монтессори предлагала распределить игрушки по зонам развития ребенка. Это значит, что игрушки хорошо бы разложить в специально отведенные для этого тематические места:
— зону практического развития
— зону сенсорного развития
— зону развития речи
— математическую зону развития
— естественно-научную зону развития
— спортивную зону
— музыкальную зону развития
— зону творческого развития
— зону развития мелкой моторики
Чтобы создать дома похожую среду, нужно проанализировать игрушки по зонам развития: какие уже есть, а каких не хватает. А также продумать, в каком порядке можно их разложить, где какую зону организовать. И даже если у ребенка нет своей комнаты, все необходимое можно разместить в разных уголках квартиры, мешать это не будет.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Материалы для общеподготовительных упражнений. Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. В этой же группе материал для мытья рук и чистки ногтей и предметы, позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола, игрушечная посуда . Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье стола, посуды, стирка, глажение, чистка обуви.
Как это организовать дома? Для начала не пугаться этого перечисления, а хорошенько подумать. Ведь многое из перечисленного малыш и так делает. Потому как дети до двух-трех лет — вечные «хвостики» мам. Естественно, они только и будут рады поучаствовать в каком-то, пусть и не слишком глобальном деле. Итак, можно определить несколько зон практического развития малыша. Пусть это будет не совсем идеальная монтессори-среда, но основная идея сохраняется, и все сделано дома, своими силами.
На ней мама проводит очень много времени, и малыш вместе с ней. Ребенок может прибираться на кухне. Пусть два его ведерка и пара тряпочек всегда будут лежать на одной полочке или в одной коробочке. Для начала малыш может протирать пол — для этого используется одно ведерко и одна тряпочка, желательно одного цвета. То же и для стола. Один цвет тряпочек и ведерок облегчит запоминание что для чего. И малыш может на какое-то время заняться делами сам, особенно если мама в ведерко нальет немного воды. Конечно, одежда может намокнуть, но удовольствие от влажной уборки у чада будет колоссальное. Кстати, для всякого рода работ малышу хорошо бы иметь еще и свой фартучек, который пригодится также при рисовании, играх с водой, изготовлении аппликаций, поделок из глины, теста, пластилина и другой «чумазой» деятельности.
На кухне может быть размещена и детская посуда. Лучше ее сложить в старую кастрюлю или пластиковый контейнер, а не пакет. В пакете вещи отыскиваются детьми сложнее. Пакеты часто рвутся и пачкаются, а любая кастрюля или пластиковая емкость легко моется и убирается в нижний ящик «взрослого» шкафа. Главное, чтобы малыш выучил, где место для его посудки на кухне и мог достать ее самостоятельно. Кстати, все детские вещи должны лежать в зоне детской досягамости. Это в будущем поможет ему стать более самостоятельным. Сначала придется помочь: «Ты помнишь, где лежит посуда? Давай посмотрим, вот на этой полочке стоит твоя коробочка, где лежат чашки и чайник для куколок».
Конечно, в правильной мотессори-среде каждая детская чашечка должна стоять на блюдечке, отдельно могут стоять чайнички и кастрюльки. Только в реальности мы живем при дефиците места. Но благодаря тому, что для кухонной детской утвари будет выделено место на кухне, малыш сможет на какое-то время занять себя приготовлением еды для любимого мишки или помыть свою детскую или даже взрослую посуду, стоя на стуле — это большая радость для него. Ощущение, что мама рядом, довольна его успехами и всегда готова помочь, бесценно.
На практике знаю, что дети в возрасте 2-3 лет с удовольствием моют посуду. С 3-4 лет, бывает и раньше, вполне готовы резать овощи и фрукты. Только необходимо найти нож с округленным концом и не слишком острый, обзавестись еще одной досочкой, но это того стоит. Еще дети могут тереть не слишком твердые продукты на терке — сыр, яблоки, груши. Кстати, самоприготовленные блюда они едят с большим аппетитом.
Еще один «кухонный» момент. Для развития детской моторики важна работа с мелким материалом. Для это идеально подходят крупы. Можно перебирать вместе гречу и пшено, можно под присмотром взрослого позволить пересыпать и перекладывать из баночки в баночку ручками, ложечкой или пинцетом горошинки, фасолинки и макарошки, чистить семечки, фисташки, вареные яйца. И это уже будет не только развитие навыков, но и мелкой моторики. Еще одно занятие — рисование детьми на подносе или противне с манкой. Это тренирует руку и нравится детям. Если не только рисовать, но и писать буквы, то упражнение повлияет и на развитие речи.
Дома сложнее научить этому ребенка, потому как не во всех игрушках есть блоки с цилиндрами и цветные цилиндры, штанги, геометрические комоды с рамками — вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Но при желании все это можно купить или сделать самим. В магазинах достаточно часто продают блоки Дьенеша. На них можно наглядно показать малышу разницу по цвету, объему, размеру. Дети эту игрушку используют и как небольшой конструктор. Так что этот дидактический материал, недешевый, конечно, но он не будет пылиться.
Человек учится говорить с рождения. Он впитывает родную речь от ближайшего окружения и особенно мамы. Поэтому как-то специально не принято заниматься с ребенком именно речью. Занятия начинаются лишь тогда, когда малыш отчего-то не выдал очередную возрастную норму или к трем годам не заговорил вовсе. Профилактика речевых проблем — это лучше, чем экстренная их ликвидация. Поэтому повышенное внимание к речи, не только ребенка, но и своей и той, что малыш слышит, невероятно важно.
Не секрет, что речь и мелкая моторика связаны. Так что упражнения с крупой на кухне работают еще и на развитие этой самой речи и тот самый поднос с манкой, на котором малыш выводит рисунки или осваивает написание букв. Помимо перечисленного можно обзавестись маленькими игрушками из киндер-сюрпризов, тематическими игрушками, например, маленькими, обычно резиновыми игрушками птиц, домашних и диких животных. Мелкую моторику, а значит и подготовку руки к письму помогают осуществить разного рода трафареты, обводки, штриховки. Даже простое упражнение с резанием бумаги ножницами, комкание и разрывание бумаги руками — для начала газетной, а потом и альбомной — это тоже важная и полезная деятельность для малыша.
Большой магнитный алфавит, если дома нет иной рабочей поверхности, можно разместить на холодильнике. Сначала малыш будет просто перебирать эти буквы, а потом начнет интересоваться, для чего они нужны. Не менее важны разного рода карточки, особенно карточки с обобщением, которое деткам, порой дается нелегко. В последние года два все проще найти интересное лото или набор карточек, где учтены эти родо-видовые понятия, которые помогут малышу справиться со сложной для него темой.
В зону развития речи входит вся печатная продукция, которая есть дома. Особенно детские книжки. Это, конечно, тема отдельной публикации, но хотелось бы обратить внимание взрослых на то, что они читают своим детям. Пусть книжек будет не слишком много, но они будут качественными, рисованными, а не с компьютерными, яркими и часто безвкусными рисунками. Ребенок обязательно должен слышать родительское чтение. Это может стать залогом любви к литературе и интересом к книгам. Тому, чего современным школьникам, увы, не хватает.
Считать можно любые предметы. К примеру, обычные палочки, которые продаются в любом магазине канцтоваров. Только их лучше сложить в баночку побольше и купить несколько наборов. Тогда палочки можно будет сортировать по цвету и потихоньку осваивать на них счет. К математической зоне развития имеют отношения блоки Дьенеша, о которых уже упоминалось выше, пазлы, счеты, матрешки и игрушки-сортеры. Все эти игрушки отвечают и за развитие логики.
Если рассматривать этот раздел примитивно, то необходимо просто собрать все музыкальные игрушки в одну коробку. Можно не просто их складировать там, а периодически играть в них с малышом, извлекая звуки из губной гармошки или дудочки, отбывая ритм на барабане. А разные гремелки и шуршалки можно сделать самим. Помимо этого можно петь простые детские песенки, слушать классику в посильных количествах, вообще слушать музыку, но все же не радио с попсовыми мотивчиками. Если у мамы есть музыкальное образование, ребенку можно рассказать о нотах и других премудростях.
О важности развития мелкой моторики и о том, как ее развивать, уже упоминалось в этом тексте. Остается только добавить, что перебирание мелких предметов, шнурование — есть специальные пособия для этого, но есть старые детские ботиночки, в дырочки которого можно продевать шнурок наборы для изготовления бус и браслетов. И, если задаться целью, то в каждой зоне развития можно тренировать несколько навыков. В том числе и мелкую моторику.
Долгое перечисление зон развития, думаю, натолкнуло мам на мысль, что все необходимое для развития ребенка дома есть. Дело осталось за малым: рассортировать игрушки малыша. Что-то убрать в коробки или контейнеры, прибить несколько полочек на уровне, удобном для ребенка, сложить туда книжки и настольные игры, найти место для детского, соответствующего росту, стола. Пусть все интересное лежит на видном месте в самом привлекательном виде. И тогда малыш прибежит к вам не с констатацией своего состояния: «Мам, мне скучно», а с просьбой: «Покажи, расскажи, объясни». А это уже совсем другая история.
Благодарю образовательную программу «Любящие родители и прародители – Любящие Дети» за помощь и идеи по организации детского пространства дома.