Интернет-журнал «Лицей»

Учусь быть мамой. Детская комната

 
{hsimage|Детям иногда просто необходимо выплеснуть свою энергию ||||} Идеи Марии Монтессори помогают выстраивать отношения с детьми
 
О порядке в детской комнате обычно вспоминает мама, когда дите мирно спит. Поели-попили, погуляли, искупались, мультики посмотрели — и  ладно. Как мне сказала однажды одна мамочка: «Надо быть с ребенком, а не порядками заниматься».

 

Между тем исследователи считают, что в возрасте от двух до четырех лет  формируются  представления о порядке и аккуратности, закладывается то, что мы начнем прививать ребенку в период его самостоятельности,  когда он пойдет в школу. Тогда-то и начнется борьба с  носками, раскиданными по углам, беспорядком на письменном столе и другими сюрпризами.

Что же можно сделать, чтобы приучить малыша к порядку и аккуратности? Даже если он ходит в детский сад,  важна домашняя среда, адаптированная под его возраст.

В раннем детстве ребенок любит постоянство. Для маленького важно, чтобы его окружали знакомые вещи, день строился по режиму, а сон, еда, прогулки сопровождались определенными знакомыми действиями.  Перед сном мы читаем сказку, перед едой достаем тарелочки и ложки, после прогулки моем  руки. Мир такой, каким был вчера. Из этого чувства рождается  уверенность в себе, своих родителях.  И программируется будущее отношение к миру.

Ну а если дома беспорядок, нет постоянства, в чем малыш  больше всего нуждается. Конечно, если семья живет на съемной квартире или вынуждена переезжать с места на место (семьи военных или тех, кто не стал счастливым обладателем собственных квадратных метров, например), все это стресс. Но в силах взрослых создать порядок хотя бы в собственном доме. А в его поддержании поможет ваш ребенок.

{hsimage|В квартире для ребенка должны быть выделены разные зоны ||||} Для начала немного истории. Сегодня невероятно модно отдавать детишек в разные студии и кружки. Можно даже предположить, что в России появилась мода на раннее развитие детей. Невероятной популярностью пользуется педагогика Марии Монтессори. Долгое время я относилась очень осторожно к идеям итальянского педагога, которая всю свою жизнь посвятила детям. Но в силу особенностей старшего сына и поиска методики для него и еще двоих младших детей, пришлось свои взгляды пересмотреть. Ее идеи помогли  иначе отнестись к обустройству пространства детской комнаты и в целом выстраиванию взаимоотношений с малышом.

Итак, Мария Монтессори предлагала распределить игрушки по зонам развития ребенка. Это значит, что игрушки хорошо бы разложить в специально отведенные для этого тематические места:

зону практического развития
— зону сенсорного развития
— зону развития речи
— математическую зону развития
— естественно-научную зону развития
— спортивную зону
— музыкальную зону развития
— зону творческого развития
— зону развития мелкой моторики

Чтобы создать дома похожую среду,  нужно проанализировать игрушки по зонам развития: какие  уже есть, а каких не хватает. А также продумать, в каком порядке можно их разложить,  где какую зону организовать. И даже если у ребенка нет своей комнаты, все необходимое можно разместить в разных уголках квартиры, мешать это  не будет.

Зона практического развития

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Материалы для общеподготовительных упражнений. Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. В этой же группе материал для мытья рук и чистки ногтей и предметы, позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола, игрушечная посуда . Материалы, которые  позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье стола, посуды, стирка,  глажение, чистка обуви.

Как это организовать дома? Для начала не пугаться этого перечисления, а хорошенько подумать. Ведь многое из перечисленного малыш и так делает. Потому как дети до двух-трех лет — вечные «хвостики» мам. Естественно, они только и будут рады поучаствовать в каком-то, пусть и не слишком глобальном деле. Итак, можно определить несколько зон практического развития малыша. Пусть это будет не совсем идеальная монтессори-среда, но основная идея сохраняется, и все  сделано дома, своими силами.

Кухня

На ней мама проводит очень много времени, и малыш вместе с ней. Ребенок может прибираться на кухне. Пусть два его ведерка и пара тряпочек всегда будут лежать на одной полочке или в одной коробочке. Для начала малыш может протирать пол — для этого используется одно ведерко и одна тряпочка, желательно одного цвета. То же и для стола. Один цвет тряпочек и ведерок облегчит запоминание что для чего. И малыш может на какое-то время заняться делами сам, особенно если мама в ведерко нальет немного воды. Конечно, одежда может намокнуть, но удовольствие от влажной уборки у чада будет колоссальное. Кстати, для всякого рода работ малышу хорошо бы иметь еще и свой фартучек, который пригодится также при рисовании, играх с водой, изготовлении аппликаций, поделок из глины, теста, пластилина и другой «чумазой» деятельности.

На кухне может быть размещена и детская посуда. Лучше ее сложить в старую  кастрюлю или пластиковый контейнер, а не пакет. В пакете вещи отыскиваются детьми сложнее. Пакеты часто рвутся и пачкаются, а любая кастрюля или пластиковая емкость легко моется и убирается в нижний ящик «взрослого» шкафа. Главное, чтобы малыш выучил, где место для его посудки на кухне и мог достать ее самостоятельно. Кстати, все детские вещи должны лежать в зоне детской досягамости. Это в будущем поможет ему стать более самостоятельным. Сначала придется помочь: «Ты помнишь, где лежит посуда? Давай посмотрим, вот на этой полочке стоит твоя коробочка, где лежат чашки и чайник для куколок».

Конечно, в правильной  мотессори-среде каждая детская чашечка должна стоять на блюдечке, отдельно могут стоять чайнички и кастрюльки. Только в реальности мы живем при дефиците места. Но благодаря  тому, что для кухонной детской утвари будет выделено место на кухне, малыш сможет на какое-то время занять себя приготовлением еды для любимого мишки или помыть свою детскую или даже взрослую посуду, стоя на стуле — это большая радость для него. Ощущение, что мама рядом, довольна его успехами и всегда готова помочь,  бесценно.

На практике знаю, что дети в возрасте 2-3 лет с удовольствием моют посуду. С 3-4 лет, бывает и раньше, вполне готовы резать овощи и фрукты. Только необходимо найти нож с округленным концом и не слишком острый, обзавестись еще одной досочкой, но это того стоит. Еще дети могут тереть не слишком твердые продукты на терке — сыр, яблоки, груши. Кстати, самоприготовленные блюда  они едят с большим аппетитом.

Еще один «кухонный» момент. Для развития детской моторики важна работа с мелким материалом. Для это идеально подходят крупы. Можно перебирать вместе гречу и пшено, можно под присмотром взрослого позволить пересыпать и перекладывать из баночки в баночку ручками, ложечкой или пинцетом горошинки, фасолинки и макарошки,  чистить семечки, фисташки, вареные яйца. И это уже будет не только развитие навыков, но и мелкой моторики. Еще одно занятие — рисование детьми на подносе или противне с манкой. Это тренирует руку и нравится детям. Если не только рисовать, но и писать буквы, то упражнение повлияет и на развитие речи.

Ванная
Дети любят возиться с водой. Поэтому в ванной тоже можно отвести место для игры. В контейнер собрать то, чем может ребенок играть один — кораблик, ванночку и пупсика, неглубокую миску или контейнер, водный пистолетик, мыльные пузыри. Этим малыш без опаски может поиграть какое-то время без вас. Если в миску налить немного воды, то даже если что-то будет пролито, потопа не получится, соседи не прибегут с претензиями. Хорошо бы и здесь выдать тряпочку, чтобы дите вытирало расплесканную воду. 
 
Второй контейнер для ванной может быть еще  интереснее. В нем могут быть пипетки, шприц (без иголки,  конечно), воронки разных диаметров, баночки. Всем этим ребенок может играть только при вас. Причины две. Эти игры содержат мелкие предметы и требуют большого количества воды. Поэтому их можно совместить с купанием. Кроме того, в ванной можно иметь жидкое мыло и мыло в куске. Я столкнулась с тем, что дети, привыкшие к жидкому средству для мытья рук, могут тратить не меньше десяти  минут на ту же процедуру с обыкновенным  твердым мылом.
Зона сенсорного развития
Здесь малыш использует свои чувства при изучении окружающего мира. Главная задача — развитие зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха. Важно дать малышу ощутить разницу температур, веса, форм и размеров предметов.  

Дома сложнее  научить этому ребенка, потому как не во всех игрушках есть блоки с цилиндрами и цветные цилиндры, штанги, геометрические комоды с рамками — вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Но при желании все это можно купить или сделать самим.  В магазинах достаточно часто продают блоки Дьенеша. На них можно наглядно показать малышу разницу по цвету, объему, размеру. Дети эту игрушку используют и как небольшой конструктор. Так что этот дидактический материал, недешевый, конечно, но он не будет пылиться. 

 
Обычная пирамидка подойдет для изучения цвета и объема. Складывание ее полезно детям от шести месяцев  и лет до четырех. Замечу, что не все современные дети с этим справляются быстро. Материалом для развития осязания могут стать самые обычные тряпочки, нарезанные из шелка, хлопка, льна и других тканей и сложенные в коробку, красивый сундук или объемную прозрачную баночку. Ощупывание их и различение по структуре — необходимое занятие для познания окружающего мира.
Не менее важно усвоить понятие «тепло-холодно». Для этого можно показывать разницу температур на воде, заморозить воду в кубиках, наблюдать, как она тает. Можно сделать собственные вкусовые баночки или коробочки с запахами — пропитать ватки эфирными маслами, духами, корицей, взять крышечки от духов. Ватки хорошо бы положить в коробочки от киндер-сюрпризов или спичечные коробочки. Но для маленьких деток ознакомление с этим возможно только вместе с родителями. И только когда малыш станет постарше, возможно дать ему коробочку с вкусовыми баночками в свободное пользование.
Зона развития речи

Человек учится говорить с рождения. Он впитывает родную речь от ближайшего окружения и особенно мамы. Поэтому как-то специально не принято заниматься с ребенком именно речью. Занятия начинаются лишь тогда, когда малыш отчего-то не выдал очередную возрастную норму или  к трем годам не заговорил вовсе. Профилактика речевых проблем — это лучше, чем экстренная их ликвидация. Поэтому повышенное внимание к речи, не только ребенка, но и своей и той, что малыш слышит, невероятно важно.

Не секрет, что речь и мелкая моторика связаны. Так что упражнения с крупой на кухне работают еще  и на развитие этой самой речи и тот самый поднос с манкой, на котором малыш выводит рисунки или осваивает написание букв. Помимо перечисленного можно обзавестись маленькими игрушками из киндер-сюрпризов, тематическими  игрушками, например, маленькими, обычно резиновыми игрушками птиц, домашних и диких животных. Мелкую моторику, а значит  и подготовку руки к письму помогают осуществить разного рода трафареты, обводки, штриховки. Даже простое упражнение с резанием бумаги ножницами, комкание и разрывание бумаги руками — для начала газетной, а потом и альбомной — это тоже важная и полезная деятельность для малыша.  

Большой магнитный алфавит, если дома нет иной рабочей поверхности, можно разместить на  холодильнике. Сначала  малыш будет просто перебирать эти буквы, а потом начнет интересоваться, для чего они нужны. Не менее важны разного рода карточки, особенно карточки с обобщением, которое деткам, порой дается нелегко. В последние года два все проще найти интересное лото или набор карточек, где учтены эти родо-видовые понятия, которые помогут малышу справиться со сложной для него темой.
 
В зону развития речи входит вся  печатная продукция, которая есть дома. Особенно детские книжки. Это, конечно, тема отдельной публикации, но хотелось бы обратить внимание взрослых на то, что они читают своим детям. Пусть книжек будет не слишком много, но они будут качественными, рисованными, а не с компьютерными, яркими и часто безвкусными рисунками. Ребенок обязательно должен слышать родительское чтение. Это может стать залогом любви к литературе и интересом к книгам. Тому, чего современным школьникам, увы, не хватает.

Математическая зона развития

Считать можно любые предметы. К примеру, обычные палочки, которые продаются в любом магазине канцтоваров. Только их лучше сложить в баночку побольше и купить  несколько наборов. Тогда палочки можно будет сортировать по цвету и потихоньку осваивать на них счет. К  математической зоне развития имеют отношения блоки Дьенеша, о которых уже упоминалось выше, пазлы, счеты, матрешки и игрушки-сортеры. Все эти игрушки отвечают и за развитие логики.

Естественнонаучная, космическая зона развития
Фигурки животных, которые мы раскладывали для тренировки  моторики и которые считали для развития математических способностей теперь можно изучать с точки зрения естественнонаучной. 
 
По карте можно посмотреть, где какие животные обитают, можно рассказать о том, какие они разные  и попробовать выучить основных из них. Кроме обычных географических карт, которые стоит показывать малышу, бывает ведь и карта звездного  неба. Ну уж на звезды с детками смотрел каждый родитель! Малышей  зрелище завораживает и… успокаивает.
 
Еще можно кормить птиц, а если чаду разрешать отщипывать крошки для пернатых, будет и мелкая моторика работать. Если дома есть цветы, то уход за ними для ребенка трех-четырех лет может стать первым ответственным поручением, которое будет приятно и полезно. А что еще можно делать с малышом? Собирать гербарий, смотреть, как на веточке, принесенной весной домой, появляются почки, а потом и листочки. Смотреть, как быстро дома тает снег. Увидев, сколько грязи он оставляет, впечатлится любой снегоежка, заглянувший в тазик или ведерко с талой водой. Еще можно ходить на родник за водой, слушать пение птиц, кормить белочек, собирать шишки для поделок. В общем, вариантов много…
Спортивная зона
Не у всех есть возможность обзавестись спортивным комплексом для детей. Но если в семье два-три ребенка и есть свободное место, то эту идею можно рассмотреть на полном серьезе. Потому как детям иногда просто необходимо выплеснуть свою энергию. И лучше, если не на брате или сестре, а на боксерской груше или турнике, выполняя реальные физические упражнения. Сначала под присмотром взрослых, а позже, когда дети окрепнут и начнут понимать, что делать можно, а чем можно заниматься только при страховке взрослого, то и самостоятельно.
 
Зарядка, упражнения с мячом, игра в хоккей с мячом, прыгание, обруч — это все то, что поможет ребенку улучшить свою физическую форму. Прыгать через скакалку или резиночку многие дети не умеют,  а хорошо бы уметь. Это будет реальное занятие, которое шаг за шагом, не с первого  и даже не второго раза, но освоит ребенок.

Музыкальная зона

Если рассматривать этот раздел примитивно, то необходимо просто собрать все музыкальные игрушки в одну коробку. Можно не просто их складировать там, а периодически играть в них с малышом, извлекая звуки из губной гармошки или дудочки, отбывая ритм на барабане. А разные гремелки и шуршалки можно сделать самим. Помимо этого можно петь простые детские песенки, слушать классику в посильных количествах, вообще слушать музыку, но все же не радио с попсовыми мотивчиками. Если у мамы есть музыкальное образование, ребенку можно рассказать о нотах и других премудростях.

Зона творческого развития
Признаюсь, я не рукодельница и рисую не слишком красиво, но  что касается красок, пластилина, теста, карандашей и фломастеров — это моя слабость. Потому как все это выпускается в больших количествах, все это часто требуется детям, начиная лет с трех. Но начинать рисовать с малышом можно и раньше. Помню, у моих детей был период, когда они совершенно не хотели рисовать. Тогда мне помог совет опытного педагога. Она рекомендовала поставить карандаши и фломастеры на видном месте, положить рядом бумагу, краски, баночку для воды и тряпочку. Наталья Валерьевна оказалась права! Детская природа такова, что через день мои дети начали рисовать.
 
Может, им просто не хотелось открывать тот ящик комода, где в определенном порядке лежали принадлежности для рисования? И вот тогда стало понятно, что детский мир у нас организован как-то не так. Начались поиски именно той, развивающей среды, когда малыш может сам взять и увидеть то, что его заинтересовало.
Мелкая моторика

О важности развития мелкой моторики и о том, как ее развивать, уже упоминалось в этом тексте. Остается только добавить, что перебирание мелких предметов, шнурование — есть специальные пособия для этого, но есть старые детские ботиночки, в дырочки которого можно  продевать шнурок  наборы для изготовления бус и браслетов. И, если задаться целью, то в каждой зоне развития можно тренировать несколько навыков. В том числе и мелкую моторику.

Долгое перечисление зон развития, думаю, натолкнуло мам  на мысль, что все необходимое для развития ребенка дома есть. Дело осталось за малым: рассортировать игрушки малыша. Что-то убрать в коробки или контейнеры, прибить несколько полочек на уровне, удобном для ребенка, сложить туда книжки и настольные игры, найти место для детского, соответствующего росту, стола. Пусть все интересное лежит на видном месте в самом привлекательном виде. И тогда малыш прибежит к вам не с констатацией своего состояния: «Мам, мне скучно», а с просьбой: «Покажи, расскажи, объясни». А это уже совсем  другая история.

Благодарю образовательную программу «Любящие родители и прародители – Любящие Дети» за помощь и идеи по организации детского пространства дома.

 
Предыдущая публикация Марии Голубевой  «Учусь быть мамой. Если ребенок не играет» здесь
 
 
 
Exit mobile version