Интернет-журнал «Лицей»

Учусь быть мамой. Сделай сам!

 
{hsimage|Вдвоем веселее! ||||} Игрушку можно купить, а можно сделать самим. Вопрос только в том, готовы ли мама или папа тратить на это свое время, деньги, фантазию. Сегодня в Интернете выложено множество наработок, хотя игрушки, если есть необходимость, можно сделать и без специальных знаний.
Из подручных материалов
 
Многие дети с удовольствие играют кухонной утварью. Отдельный интерес — дуршлаг со спичками. Если есть подозрение, что дите очень сообразительное, то спички можно взять уже горелые, чтобы малыш не раздобыл коробок и не начал чиркать полноценной спичкой. Останавливаюсь на этом специально, потому как мой годовалый малыш продемонстрировал удивительную сноровку — чуть не устроил дома пожар. Пустой коробок у него оказался предусмотрительно припрятан, а спичками она разжился из дуршлага.
Пустые коробки
 
{hsimage|Малыши с удовольствием строят башенки из самодельных кубиков||||} Ими можно пользоваться как кирпичиками в простейшем конструкторе. Еще пустые коробки можно соединять между собой — делать паровозик, раскрашивать, втыкать спичку — получается кораблик. Можно и парус к нему приделать при желании. Кстати, из любой коробки средних размеров можно вырезать что-то забавное и интересное для ребенка, дать ее малышу в пользование, позволить раскрасить или разрезать.
Пазлы
 
Помню, у моей подруги малыш двух лет очень легко и быстро научился собирать простые картинки. Именно тогда я попросила поделиться ее своим секретом. А она достала коробочку со своим материалом. Ничего хитрого там не оказалось, всего пять картинок, разложенных каждая в свой конвертик. В конвертике под номером один рисунок, приклеенный на картон был разрезан на две части. Во втором — на три. И дальше — больше.  Примерно так же Анжела научила Андрея складывать кубики. Она нашла сначала простую картинку для четырех кубиков и приклеила ее на одну сторону. Остальные грани кубика были выкрашены в нейтральный цвет. Со временем все грани были в наклейках, но малыш справлялся с заданием хорошо.
 
Здесь представлена интересная идея домашних пазлов:  http://art-expiration.livejournal.com/385790.html#cutid1

У меня такого терпения и усидчивости не было, поэтому в наше доме поселилась коробка с самыми обычными, деревянными кубиками, которые нам напилил знакомый столяр. Малыши из них не только строили башенки, но и сами их разрисовывали. Получилось очень мило и трогательно. Эта игрушка до сих пор у нас в почете, хотя старшему уже пять с половиной лет, а младшему полтора года.
Книжки
 
{hsimage|Книжку можно нарисовать самим ||||} Сегодня продается огромное количество самых разных развивающих книжек. Они обещают  примерно с года обучить малыша лепке, рисованию — карандашами и красками, изготовлению аппликаций. Все в этих книжках интересно и хорошо, кроме цены. Поэтому, если хочется сэкономить, то какие-то из заданий можно отыскать в Интернете и распечатать.
 
Поначалу малыш слишком много времени за рисованием и лепкой не проведет — такая возрастная особенность. Для ребят же старше трех лет можно предложить такой вариант. Внимательной маме стоит  рассмотреть все эти новые пособия. И, о чудо, выяснится, что расческу она и сама нарисует ребенку, а зубчики — дорисует малыш. Что если нарисовать две параллельные прямые, то горизонтальные линии, проведенные малышом, станут палочками у лесенки.
 
Аппликации
 
Даже первые аппликации можно делать самим. Взять из любого рисунка  картинку и вырезать. Если, например, это машина, то разрезать ее хотя бы на три части — саму машину и два колеса. Малыш сумеет все это склеить на отдельном листе бумаги, еще и дорожку к ней или приклеить или нарисовать. В общем, было бы желание.
 
Так что ко всем модным пособиям надо приглядываться, а покупать, если нет возможности, совершенно необязательно.
Пластилин
 
{hsimage|Дети любят поделки из соленого теста ||||} Его нынче продается много и всякого. Иногда настолько красивый и ароматный, что даже взрослому хочется положить его за щеку. Что говорить про несмышленыша в год-полтора? Поэтому лет до трех мы лепим самым простым пластилином.
 
А вот вместо ароматного… Год назад мои ребята на занятиях в воскресной школе познакомились с соленым тестом.  И им очень это понравилось. Рецепт прост. Для изготовления массы нужно взять по стакану муки, соли и воды. Воду лучше доливать постепенно. По консистенции, думаю, каждая мама, выберет свой вариант — помягче или покруче, но тот, из которого ребенку будет комфортнее творить.
 
Воспитательница моего сына, Наталья Валерьевна, научила ребят добавлять в тесто пищевые красители. Цвет получается интересным. Или же высохшую поделку из теста можно раскрасить  красками — и это тоже очень красиво и оригинально смотрится.
 
Кстати, любителей есть соленое тесто обычно не находится.
Поделки из бумаги
 
Мы пока освоили самые простые — сложить самолетик, сделать кораблик или лягушку. Но есть здесь и свои тонкости. Кораблик из фольги никогда не утонет. От того, как загнуты крылья у самолета (ребенок это  устанавливает опытным путем) так он и полетит.
 
Шитьё
 
Если вдруг мама умеет шить на руках или управляться со швейной машинкой, то в приданом малыша могут появиться трогательные лоскутные одеяльца или развивающие коврики собственного производства с шуршалками, гремелками и потайными кармашками. Поскольку со швейной машинкой я не дружу, а шью на руках так себе, то и хвастаться мне особо нечем. Разве что только сшитой самой тактильной дорожкой.
 
Из положения я вышла так. У нас были ненужные летние брюки большого размера. И вот я зашила штанины поперек. В середину положила фасоль, в один из отсеков соль в пакетике, в другой кармашек веревочки. Еще на одну зону нашила пуговицы. Кстати, пришивать их надо накрепко, потому как дите не  только ходит по этой дорожке, но и исследует ее. Пуговицы испытание тремя детьми выдержали.
 
Вот интересный ресурс про то, как можно сделать нарядную дорожку для чада и учесть все нюансы:
http://38mama.ru/forum/index.php?topic=1226.0
Развивалки для пальчиков тоже можно сшить самим. В простые по крою игрушки-формы —  треугольник, круг, квадрат  — насыпать крупу  горох, фасоль, гречу. И снова надо зашить все очень крепко. Однажды у моей подруги подобная поделка порвалась. Переживаний было много — и у мамы, и у ребенка.

Так что обеспечить малыша непокупными игрушками достаточно просто. Особенно кроху лет до трех. Для ребят постарше игра еще и подготовительный этап  к работе. Потому хорошо, когда и в более осмысленном возрасте малыши помогают по дому, пекут с мамой пироги, режут настоящие фрукты и овощи, а мальчики учатся обращаться с настоящими инструментами — забивают гвозди, пилят, сами себе мастерят пистолеты и рогатки. Получается, существуют игра как некий акт творения мира и игра как подготовка к реальной жизни.

С современной точки зрения, второй этап в жизни деток присутствует в недостаточном качестве и количестве. Дети много времени проводят вне дома, взрослые не всегда готовы понять и помочь малышу в его тяге делать все самому и управляться с неподходящими, на взгляд пап-мам, предметами. Трудолюбие формируется у ребенка до пяти лет. Конечно, его можно тренировать, формировать и позже, но фундамент закладывается в таком нежном возрасте.

Закрывая тему игрушек, поделюсь своими впечатлениями. Года четыре назад я пришла в гости к своей подруге. В квартире после переезда был сделан самый простой ремонт. На стенах развешаны плакаты с названиями животных, много детских рисунков. Самая большая комната была отведена для детской. В ней отсутствовал телевизор, только книги, рабочий стол для взрослых и место для сидения — не диван, а большие диванные подушки, лежащие прямо на полу. Пространство было поделено на зоны. По одной стене были расставлены механические игрушки, часть из них вешалась на специальную штангу. Причем игрушки эти — разные механизмы, снятые из  приборов, можно было без опаски вертеть, разбирать, исследовать. На противоположной стене висел огромный кусок обоев — дите могло рисовать, когда вздумается. На полу, в ящиках лежали самосшитые фигурки, наполненные крупами, много разноцветных палочек, которые можно было класть и засовывать в разнообразные причудливые емкости с отверстиями. И была еще отдельная баночка с крупными, специально перемытыми монетками. Ими играли с интересом все, даже взрослые.

 
Для меня это пространство стало образом идеальной детской, в которой малыш может играть, исследовать, воплощать свои идеи. А еще за дверью был фланелеграф, на котором обыгрывались простейшие сказки. Для интересующихся, как его сделать дома и использовать: http://pochemu4ka.ru/load/12-1-0-83

В завершение  вспомню Владимира Ланцберга: «Зачем  нам дарить ребенку волю? Давайте купим ему дорогую игрушку — и пусть утешится».

Если же у родителей есть желание дарить ребенку не только дорогие игрушки, то еще один совет. Пару месяцев назад в социальных сетях ходил один список с перечислением всего, что может сделать воспоминания о детстве яркими и счастливыми. Мне его прислали  независимо друг от друга три мамы, у которых дети (молодые-успешные-красивые) уже выросли. Итак:

{hsimage|Прыгать в кучи осенней листвы — разве не счастье? |right|||} 1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик каманчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.
76. Ходить по поребрикам.
77. Переплывать огромные мартовские лужи на самодельном плоту.
78. Прыгать по камушкам на берегу реки или озера.
79. Танцевать под летним дождем.
80. Прыгать по лужам, чтобы получались большие брызги.
81. Наряжаться в барынь и ходить друг к другу в гости.
82. Печь дурацкие булочки.
83. Сходить по грибы-ягоды
84.Слазать на чердак или в подвал.
85.Смеяться вместе с ребёнком.
86. Слепить снеговика.
 
Каждый из вас может дополнить этот перечень!
 
Фото автора
 
Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой: 
 
«Учусь быть мамой. Если ребенок не играет»
 
«Учусь быть мамой. Детская комната»
 
«Учусь быть мамой. Игра по правилам и без» 
 
«Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии»
 
 
 

 

 

 

 
 
Exit mobile version