У меня такого терпения и усидчивости не было, поэтому в наше доме поселилась коробка с самыми обычными, деревянными кубиками, которые нам напилил знакомый столяр. Малыши из них не только строили башенки, но и сами их разрисовывали. Получилось очень мило и трогательно. Эта игрушка до сих пор у нас в почете, хотя старшему уже пять с половиной лет, а младшему полтора года.
http://38mama.ru/forum/index.php?topic=1226.0
Так что обеспечить малыша непокупными игрушками достаточно просто. Особенно кроху лет до трех. Для ребят постарше игра еще и подготовительный этап к работе. Потому хорошо, когда и в более осмысленном возрасте малыши помогают по дому, пекут с мамой пироги, режут настоящие фрукты и овощи, а мальчики учатся обращаться с настоящими инструментами — забивают гвозди, пилят, сами себе мастерят пистолеты и рогатки. Получается, существуют игра как некий акт творения мира и игра как подготовка к реальной жизни.
С современной точки зрения, второй этап в жизни деток присутствует в недостаточном качестве и количестве. Дети много времени проводят вне дома, взрослые не всегда готовы понять и помочь малышу в его тяге делать все самому и управляться с неподходящими, на взгляд пап-мам, предметами. Трудолюбие формируется у ребенка до пяти лет. Конечно, его можно тренировать, формировать и позже, но фундамент закладывается в таком нежном возрасте.
Закрывая тему игрушек, поделюсь своими впечатлениями. Года четыре назад я пришла в гости к своей подруге. В квартире после переезда был сделан самый простой ремонт. На стенах развешаны плакаты с названиями животных, много детских рисунков. Самая большая комната была отведена для детской. В ней отсутствовал телевизор, только книги, рабочий стол для взрослых и место для сидения — не диван, а большие диванные подушки, лежащие прямо на полу. Пространство было поделено на зоны. По одной стене были расставлены механические игрушки, часть из них вешалась на специальную штангу. Причем игрушки эти — разные механизмы, снятые из приборов, можно было без опаски вертеть, разбирать, исследовать. На противоположной стене висел огромный кусок обоев — дите могло рисовать, когда вздумается. На полу, в ящиках лежали самосшитые фигурки, наполненные крупами, много разноцветных палочек, которые можно было класть и засовывать в разнообразные причудливые емкости с отверстиями. И была еще отдельная баночка с крупными, специально перемытыми монетками. Ими играли с интересом все, даже взрослые.
В завершение вспомню Владимира Ланцберга: «Зачем нам дарить ребенку волю? Давайте купим ему дорогую игрушку — и пусть утешится».
Если же у родителей есть желание дарить ребенку не только дорогие игрушки, то еще один совет. Пару месяцев назад в социальных сетях ходил один список с перечислением всего, что может сделать воспоминания о детстве яркими и счастливыми. Мне его прислали независимо друг от друга три мамы, у которых дети (молодые-успешные-красивые) уже выросли. Итак:
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик каманчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.
76. Ходить по поребрикам.
77. Переплывать огромные мартовские лужи на самодельном плоту.
78. Прыгать по камушкам на берегу реки или озера.
79. Танцевать под летним дождем.
81. Наряжаться в барынь и ходить друг к другу в гости.
82. Печь дурацкие булочки.
83. Сходить по грибы-ягоды
84.Слазать на чердак или в подвал.
86. Слепить снеговика.