Ребёнок показывает родителям свой рисунок, ждёт реакции. Стоит похвалить или обратить внимание на неточности? С этим вопросом мы обратились к арт-терапевту Талье Авив.
– Всё зависит от возраста ребёнка, и от того, какой цели мы хотим достичь. Если это спонтанный рисунок, то лучше всего вообще никак не оценивать саму работу, а просто показать наше одобрение. Например: «Я вижу, что ты нарисовал рисунок. Молодец! Здорово!» Мы хвалим саму деятельность ребенка, а не результат.
Нередко родители совсем маленького ребёнка, который едва научился изображать какие- то формы на бумаге, дают свою интерпретацию рисунка. Ой, это солнышко? Молодец! Ребёнок и не подозревал, что у него получилось солнце, но, чтобы угодить родителям, соглашается. В следующий раз он сам скажет вам, что нарисовал солнышко, раз это вас так обрадовало.
– Что в этом плохого?
– Малыш не рисовал солнце. Его рисунок имел совсем другое значение, а взрослые навязали ему своё видение. Так ребенок отдаляется от себя настоящего.
– Стоит расспросить его, что он нарисовал?
– Зависит от возраста ребенка. Если ему два-три года, он совсем мал и пока просто экспериментирует с линиями и формами, совершенно не имеет смысла придавать его рисункам символическое значение. Для него это просто эксперименты. Ребенок, который осмысленно пытается что-то изобразить, сам расскажет о своем рисунке.
– Как тогда поступить? Малыш ждёт нашей реакции…
– Очень важно не оценивать результат и тем более не критиковать рисунок. Достаточно просто дать ему обратную связь, проявить искренний интерес. Вы видите его рисунок, видите его самого и вы довольны им. Это всё, что ему нужно.
– Обычная история – ребёнок много рисует. Весь дом завален работами и непонятно что с ними делать…
– Бывают периоды, когда дети изрисовывают тонны бумаги и всё хранить невозможно. Но выбрасывать у него на глазах не стоит.
– Наблюдала, как мама сметает в мусорное ведро рисунки, которые ребёнок только что нарисовал.
– Что тут скажешь… Возможно, ребёнок даже не отреагирует, поскольку привык к такому отношению. Но подумайте, что мы закладываем в него? Ребёнок неосознанно усваивает одну грустную вещь. То, что он делает, не важно. Он учится не принимать самого себя всерьёз.
Пример про маму с мусорным ведром в чем-то созвучен моей истории. Однажды, вернувшись с работы, я обнаружила рисунок своей дочки. Сверху его исправила нянечка.
Кстати, она очень любила мою дочку, а поправки внесла исключительно в благих целях. Я вежливо попросила её больше так не делать. На самом деле это всё равно, что сказать ребёнку – ты рисуешь неправильно, я лучше знаю. Но для ребёнка рисунок – это выражение его самого. По сути, так мы говорим ребенку, что он неправильный. Это грубое вмешательство в его внутренний мир.
– Хорошая идея – украшать квартиру рисунками ребенка?
– Да, конечно. Так мы показывает ребенку, что ценим то, что он делает. В нем просыпается чувство собственного достоинства, он учится быть довольным собой и своим творчеством. По жизни всем приходилось иметь дело с перфекционистами. Это люди, которые вечно едят себя поедом. Они всегда недовольны результатами своего труда. Обычно такая черта характера мешает не только им самим, но и окружающим. Как правило, за критикой и зацикленностью на совершенстве кроется глубинное недовольство собой, неприятие себя.
Когда ребенок видит свой рисунок на холодильнике, он усваивает – я есть, я существую, я хороший. В будущем у него больше шансов стать удовлетворённым человеком.
Фото Ирины Авив