Первое, что необходим сделать — рассортировать игрушки. Какую-то часть убрать на балкон или антресоли. Эффект новизны работает даже у приверед.
Если дома нет красивых коробок для игрушек, то на день-два можно найти занятие для себя и чада: самые обычные коробки оклеить рисунками или страничками разрисованных раскрасок. Так малыш увидит, что его творчество может украсить его жизнь. Иногда это производит очень сильное впечатление на ребенка. Первое — он понимает, что действительно что-то может. Второе — видит результат своей работы.
Следует чинить то, что можно починить. Наверняка что-то сломанное вы убрали до лучших времен. В ходе тщательной ревизии соберутся разбросанные пирамидки, части конструктора, найдутся потерянные детали от машинок. Все эти волшебные превращения вернут малыша к прежним игрушкам, научат беречь их и содержать в порядке. Особенно, если проделывать такую генеральную починку и уборку регулярно. Ведь даже если игрушки находятся в идеальном порядке, что-то все равно ломается.
Случается, дома копятся наклейки. Наверное, стоит разрешить их клеить на поверхность детского стола или на досочку, на которой малыш работает с пластилином. Подойдет даже альбом или старая записная книжка. Главное, чтобы это было совместное решение взрослых и детей. У нас дочка оклеила часть своей двухъярусной кроватки. Получилось красиво. И резко ушла тяга к оклеиванию всего другого.
Обычно дома скапливается много игрушек от киндер-сюрпризов. Я замечала, что в лучшем случае они хранятся в одном пакете или коробке, но не так часто дети ими играют. Вариант их использования есть: необходимо игрушки сложить обратно в футляры. Лучше, чтобы это были неразборные игрушки. Сложить все можно в сумочку для переноски яиц или в бумажную упаковку от них же. После такой сортировки можно предложить малышу поиграть «в сюрприз». Ведь ни он, ни его напарник по игре не знает, какая игрушка попадется. К тому же открывание — хорошая тренировка пальчиков.
{hsimage|Чем не кегли? ||||} Отдельная тема — накапливание вещей. Несколько стаканчиков из-под йогурта могут стать простенькой пирамидкой. Пластиковые бутылки — непрозрачные из-под питьевого йогурта — даже по форме напоминают кегли. Как-то раз с помощью друзей и бабушек мне удалось скопить большую коробку пробок от пластиковых бутылок. Предпочтение отдавалось пробкам без надписей или от минералки. Долгое время старшие дети выполняли на них такие задания: собирали дорожки определенного цвета, складывали простые узоры, строили башенки, перевозили пробки на грузовичке.
В песочнице ребятишки охотно играют пластиковыми баночками, стаканчиками, коробочками из-под каких-то продуктов питания. Так очень легко затевается игра в «магазин», «кафе» или «дом». Никакие формочки и даже посудка с таким добром не конкурируют. Такому собирательству меня научила бабушка. Когда я приезжала к ней на каникулы, она доставала для меня сумку, в которой за год были скоплены пузырьки от лекарств, интересные коробочки, пластиковые баночки из-под крема. Этими сокровищами мы с двоюродными сестрами играли целое лето.
Иногда использованного пластилина в доме скапливается слишком много. Он выглядит как комок чего-то бесформенного и кажется, что пора все это отправить в мусор. Помню, мои дети почти три месяца перерабатывали уже использованный для лепки и поделок пластилин вот каким образом. Они лепили из этой бесформенной массы то, что им хотелось. Потом мы покрывали поделку водоэмульсионной краской. Делается это очень просто. Краска наносится без специальной подготовки на пластилиновую фигурку. В итоге получалась заготовка, которая сохла до следующего дня. Потом дети раскрашивали свою поделку. Так они делали снегурочек и дедов морозов, лепили свои собственные коробки с подарками, елочки, санки, снеговиков. В общем, в прошлом году Деда Мороза мы начали ждать с ноября.
Александр Лобок, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (Екатеринбург), автор книг по психологии детства, считает, что «дети до 4-5 лет все воспринимают на первый взгляд отстраненно, как бы не вовлекаясь в сам процесс, но впитывают все до мельчайших деталей, даже более глубоко, чем уже старшие дети».