Интернет-журнал «Лицей»

«Самсунг» нам не писан

Александр Селюцкий. Фото Ирины Ларионовой
Александр Селюцкий. Фото Ирины Ларионовой
Петрозаводск — Мекка для тризовцев всего мира. Наших специалистов с распростертыми объятиями принимают в самых известных высокотехнологичных корпорациях развитых стран. Увы, на родине они не нужны.
В чем уникальность ТРИЗа? Чем наши мастера покоряют корейцев и китайцев? Слово признанному тризовцу Александру Селюцкому.

 

Недавно ко мне обратились два преподавателя из двух разных университетов Южной Кореи с просьбой о встрече. Что же заставило этих людей проделать неблизкий путь от Южной Кореи до Карелии? А прибыли они за тем, чтобы договориться об обучении Теории Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ.

И ехали они именно в Петрозаводск, так как знали, что здесь жил и работал последние годы своей жизни Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ – теории, которую сегодня изучают и применяют во всем мире – от США до Австралии и от Израиля до Англии. Мой телефон они узнали от кого-то из тризовцев, работающих в Samsung. (Надо сказать, что в 2008 году из Южной Кореи и с той же целью к нам приезжали девять преподавателей средних технических учебных заведений, и мы с ними занимались три дня).

Мы много беседовали о ТРИЗ, а во второй день они побывали на занятиях со школьниками в лицее №1. Они выразили искреннее удивление тому, что у нас нет чисто тризовских школ и что наши инженеры, как правило, ТРИЗ не знают и не применяют. Их приезд заставил нас очередной раз задуматься: чем объяснить настолько разное отношение к этой науке у нас, на родине ТРИЗ, и за границей?

Ведь что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – наука комплексная. Она состоит из нескольких курсов: развитие творческого воображения (РТВ), законы развития технических систем (ЗРТС), прогнозирование развития технических систем, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), развитие творческой личности (РТЛ), законы развития коллективов (ЗРК) и других. Продолжительность курсов зависит от потребности и уровня подготовки слушателей от 12 до 240 часов.

Самое главное, что воспитывает ТРИЗ, это системный взгляд на мир: человек начинает видеть не только сам объект (назовем его системой), с которым он имеет дело, но и то, из чего состоит этот объект (все его подсистемы), и частью чего он сам является (в какую надсистему он входит), и чем этот объект, его подсистемы и надсистема были и чем они могут стать в будущем. Когда человек привыкает к такому взгляду, некоторые задачи решаются как бы сами собой.

В процессе учебы слушатели учатся решать как технические, так и социальные и другие задачи, придумывать фантастические идеи, анализировать биографии творческих личностей.  Заканчивая 120-часовой курс, человек чувствует себя увереннее в жизни, ему становится интереснее жить.

Пока был жив автор Теории решения изобретательских задач Генрих Саулович Альтшуллер, Петрозаводск являлся своеобразной Меккой для всех, изучающих и использующих ТРИЗ в разных странах. С ним переписывались и к нему приезжали американцы, немцы, поляки, вьетнамцы, финны… Еще при жизни Генриха Сауловича была создана Ассоциация ТРИЗ, позднее преобразованная в Международную (МАТРИЗ). Ассоциация взяла на себя обязанность оценивать и сертифицировать пользователей, преподавателей и разработчиков теории. Сегодня ТРИЗ преподается в 58 университетах России. Буквально за несколько дней до своей кончины Генрих Саулович выдал сертификаты 65 мастерам ТРИЗ. От Петрозаводска в этом списке оказались Михаил Рубин, Александр Селюцкий и Александр Тригуб.

{hsimage|Эдуард Курги ||||} Большинство обученных ТРИЗ слушателей, как правило, находит себя в работе по специальности, но есть и те, кто связал свою судьбу с изобретательством. В 1974 году я обучал ТРИЗ на факультете общественных профессий группу студентов ПетрГУ. Один из них, Эдуард Курги, уже в процессе обучения стал вместе со мной проводить занятия в школе №30. По окончании университета он продолжил занятия творчеством и через несколько лет вернулся в ПетрГУ, в отдел изобретательства. В 2005 году он узнал из Интернета, что фирме «Samsung Electronics» требуются инженеры, владеющие ТРИЗ. Далее он рассказал нам следующее:

«Я приехал в Москву и пришел в представительство «Samsung». Там комиссия. Меня спрашивают: «Ведь вам больше 35 лет?» Да, говорю, больше. «А английским языком владеете?» Нет, говорю, не владею. «А зачем же вы приехали?» Тогда я у них спрашиваю: «А вам нужно, чтобы я владел английским и был молодым и только?» «Нет, говорят, нам нужно, чтобы вы владели умением решать изобретательские задачи, были молодым и знали английский». Все-таки, говорю, если для вас главное – умение решать задачи, так и оценивайте меня по этому качеству. Язык я в конце концов могу выучить. Посовещавшись, они стали задавать мне задачи. Вот одна из них. «Перед Вами компьютерная клавиатура. Предложите, как ее улучшить». Я практически сходу отвечаю: «Поскольку я владею методом слепой печати двумя руками, я бы эту клавиатуру изогнул, так чтобы клавиши были над клавишами, чтобы можно было работать одной рукой и вдвое быстрее». По-видимому, это решение им понравилось. Дав мне еще несколько задач, они предложили подписать договор на 1 год при условии, что я каждую неделю буду выдавать по изобретению. Я подписал».

Вот что Эдуард написал мне в августе 2008 года процессе обучения ТРИЗ в «Самсунге»:

«Каждый год среди инженеров и менеджеров в начале года проводятся однодневные ознакомительные семинары по ТРИЗ. Цель этих семинаров – реклама ТРИЗ среди подразделений Самсунга и вербовка слушателей для 120-часового курса. 120-часовой курс ТРИЗ длится с начала весны по конец лета. Проходит в формате трех недельных сессий (с полным освобождением от работы). В качестве дипломной работы слушатели должны решить две практические задачи и получить два патента на свои решения. Тогда им выдается аттестат МАТРИЗ второго уровня».

Эдуард проработал в «Самсунге» пять лет. В 2010-м его пригласили в Китай, где он сейчас и трудится. Я знаю, что в Китае уже работает пятеро тризовцев в различных фирмах. Карелия, и, в частности, ПетрГУ могут гордиться тем, что мы поставляем Южной Корее и Китаю великолепные изобретательские кадры. Но, в отличие от «Самсунга», Курги из ПетрГУ уволили, а со мной (работая на месте Эдуарда, я занимался, в частности, обучением ТРИЗ-студентов) ректор А. Воронин не продлил договор.

Поскольку последние годы жизни Генриха Сауловича Альтшуллера (вплоть до его кончины 24 сентября 1998 года) были тесно связаны с Карелией,  ему,  безусловно, было бы сегодня горько осознавать, в каком состоянии находится обучение ТРИЗ в нашей республике. Последнее время ко мне обращаются многие люди с просьбой организовать в Петрозаводске курсы по обучению ТРИЗ для детей и взрослых. К сожалению, решение этого вопроса зависит не только от тризовцев. Но, очевидно, руководителей ведомств, отвечающих за общее и профессиональное образование в республике,  такое положение дел не волнует.

    Александр Селюцкий, член Совета Российской ассоциации ТРИЗ, мастер ТРИЗ

 

24 сентября в 14 часов  в кафе КГКМ (пл. Ленина, 1) в 14 часов Александр Селюцкий  проведет бесплатную лекцию для тех, кто хочет знать, что такое ТРИЗ.

Exit mobile version