Увековечить имя Петра и переименовать набережную. Оказывается, это сегодня в Петрозаводске главное
{hsimage|Фото автора |right|||}
Когда перед началом слушаний по Левашовскому бульвару ко мне обратились с вопросами «Как вы относитесь к переименованию Онежской набережной?» и «В чем и где в нашем городе можно было бы увековечить имя Петра I?», объяснив, что идет опрос общественного мнения, признаюсь, несколько опешила.
Нет, к личности Петра I отношусь нормально, хотя историки оценивают его роль в истории России далеко не однозначно. Смутило меня иное.
Через два-три дня эту тему уже подхватили некоторые СМИ, через несколько дней организовали опрос петрозаводчан тележурналисты. Так сказать, идею вбросили в массы в надежде, что она овладеет ими? На интернет-форумах стали предлагать и более радикальные меры: заодно переименовать целый ряд петрозаводских улиц, которые напоминают об Октябрьской революции и ее деятелях. Менять так менять — по большому счету.
Впрочем, в этом нет ничего нового, и Петрозаводск не исключение. Последние 20 лет подобные инициативы нет-нет да и появляются на свет то там, то здесь. Нынешняя, петрозаводская, имеет некоторое отличие. В городе бушуют страсти по поводу судьбы одного из исторических и красивейших мест Петрозаводска — Левашовского бульвара, его будущее во мгле, как и в целом исторического квартала, остатки которого еще существуют только благодаря музею-заповеднику «Кижи». В столице Карелии, главное богатство которой «зеленое золото», вот-вот исчезнут чудом сохранившиеся единичные деревянные постройки, на месте которых вырастают железобетонные уроды. Началась перестройка гостиницы «Северная», которая может изуродовать это красивейшее здание Петрозаводска, которое жители нашего города с особым тщанием восстановили после Великой Отечественной войны одним из первых. История и так уже осталась в столице Карелии в виде тончайшего слоя, который легко теперь даже не стереть, а уничтожить легким дуновением. Фу — и нет ничего.
Но, оказывается, стараются убедить нас, не это важно, Бог с ним, с бульваром, да и с гостиницей, и «с деревяшками», главное сегодня — увековечить имя Петра и переименовать набережную. Я не утверждаю, что это сделано специально, соглашусь, что просто совпадение. Но уж больно своевременное совпадение, неважно, где оно родилось.
Судя по всему, авторы идеи особо не заморачивались, иначе вспомнили бы, что имя Петра I уже увековечено в нашем городе, во-первых, в его имени, а во- вторых, в названии Петровского сада (ныне парк культуры и отдыха), который в последнее время петрозаводчане уже сами все чаще называют именно так — Петровским. В этом зеленом уголке был возведен дорожный дворец царя. В этом районе начинался Петрозаводск. А еще, как пишут авторы книги «Сады и парки в истории Петрозаводска» А.С. Лантратова, Е.Е. Ициксон, Е.Ф. Марковская, Н.В. Куспак: «В одно из первых посещений Петровских заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые деревья будущей Березовой рощи».
Жители слободы, а потом и города, чтя память о царе-реформаторе и строителе, развивали завод, украшали не только Петрозаводск, но еще помогали Санкт-Петербургу, именно у нас родился его «оград узор чугунный». Не случайно еще в середине ХХ века Петрозаводск оставался одним из самых зеленых, ухоженных и красивых городов на Северо-Западе. А вот как один из участников общественных слушаний в мэрии 7 марта коротко и выразительно оценил современное состояние самого исторического места Петрозаводска, того самого, где стоял дворец Петра и где царь садил березы: «Самая большая городская пивнушка!».
Вы уверены, дорогой читатель, что как только мы переименуем проспект Ленина в Бородинский или Петровский здесь появится хотя один новый крошечный скверик, на проспект вернутся цветы, а не крысы, которые уже нахально бегают между машинами или дохлыми валяются на тротуарах, мусорные урны перестанут быть тарой для пивных и иных бутылок, тротуары престанут быть местом для экстремальных прогулок, а может быть, их даже вымостят плиткой? А главное, гарантирует ли переименование проспекта сохранение «островков былого Петрозаводска», которые находятся именно здесь?
Я в этом совершенно не уверена. К тому же переименование улиц потребует значительных средств, которые с большей пользой можно было бы потратить хотя бы ремонт тротуаров в центре города. Сама была свидетелем, как финские туристы, выйдя из гостиницы «Северная» и направляясь к набережной, старательно поддерживали друг друга: только что прошедший дождь дополна заполнил тротуарные рытвины, и у них были все шансы оказаться в одной из луж. Так может, сначала восстановить, сохранить, благоустроить, а уже потом переименовывать?
Однако, судя по застройке Петрозаводска, если в нем чего-то не хватает (по мнению властей), то только торговых площадей, а еще мест развлечений. Причем, застройка столицы Карелии ведется, скорее, по сельскохозяйственному принципу: больше урожайности с квадратного метра — в карман инвестора, естественно, не с благотворительной же целью приезжают они в наш город, тряся своими кошельками. А то, что город окончательно теряет свое лицо, превращаясь в стандартный, безликий микрорайон с типовой застройкой, это не их забота. И кто их упрекнет?
Где-то прочитала легенду о том, что на Руси при строительстве городов обязательно закладывали некоторое подобие оберега, место его нахождения знали единицы уважаемых горожан и передавали тайну из поколения в поколение. Но ни в коем случае нельзя было выдать ее врагу, иначе город терял свою душу. Не знаю, закладывали ли оберег при основании Петрозаводска, но если это и было, то, видимо, кто-то когда-то все-таки выдал тайну врагу. Вот только сомневаюсь, что переименованием улиц ее вернешь. Я имею в виду душу города.
Этот снимок я сделала, возвращаясь с какого-то мероприятия в мэрии в конце минувшего лета, в самом начале проспекта Ленина. Запечатлела, так сказать, рукотворный памятник.