Интернет-журнал «Лицей»

Орфинский и власть

Фото Натальи Мешковой
17 июня 2013 года. 84-летний академик Вячеслав Орфинский бежит спасать от варваров здание детской поликлиники — памятник истории и культуры

История академика Вячеслава Орфинского в его отношениях с властью удивительным образом перекликается с жизнью и деятельностью архитектора-подвижника Петра Барановского.

 

Кто такой Петр Дмитриевич Барановский? А тот, кто в годы советской власти совершил настоящий подвиг, спасая памятники архитектуры, и буквально своим телом защитил храм Василия Блаженного, который в конце двадцатых годов прошлого века власть собиралась взорвать.

История академика Вячеслава Петровича Орфинского в его отношениях с властью удивительным образом перекликается с жизнью и деятельностью этого замечательного архитектора-подвижника. Правда, одно отличие: Барановский боролся с политическими взглядами, а Орфинский борется с «денежными мешками». Но это и есть примета нового времени, и сегодняшний Орфинский – это и есть Барановский ХХI века.

7 марта 2012 года. Вячеслав Орфинский выступает на общественных слушаниях по застройке вблизи Левашовского бульвара. Фото Марии Цветковой

9 февраля 2013 года. Вячеслав Орфинский на митинге в поддержку музея «Кижи». Фото Михаила Мешкова

 

19 июня 2013 года. Вячеслав Орфинский и вице-мэр Петрозаводска Олег Дежуров по экстренном совещании после попытки снести здание поликлиники. За их спинами — главный архитектор Петрозаводска Владислав Куспак. Фото Натальи Мешковой

 

29 июня 2013 года, открытие «Биг Бена» — стелы с часами на площади Гагарина .  Академик Орфинский отказывается пожать руку мэру Николаю Левину. Фото Натальи Мешковой

Лето я как обычно провела в деревне Фоймогуба, где у меня нет ни интернета, ни мобильной связи. А когда в начале сентября вернулась в город, то сразу попала в гущу событий – и российских, и местных. К некоторым из них я не могла остаться безучастной. Например, к интервью Владимира Путина в преддверии саммита «Большой двадцатки». У меня, как и многих наших граждан есть свои претензии к президенту и все же я не могла не отметить, сколь блистательно владеет Путин русским языком, искусством полемики, как отточена каждая его мысль… Вспомнила слова художника Петра Чахотина, живущего в Италии и побывавшего этим летом в нашем деревенском доме: «Итальянцы говорят: нам бы такого президента, как ваш Путин, хотя бы на один год…»

Еще понравилось то, что Владимир Путин в интервью подчеркнул свою приверженность к сохранению и продолжению традиций. Чтобы как в Англии, как во Франции, как в Испании… жизнь была стабильной, без обрывов: то есть не разрушали бы памятники, не искажали исторический облик городов и сел, вели себя культурно в общественных местах, с уважением относились к старшим…

Собственно, именно этому – сохранению и продолжению традиций – и посвятил свою жизнь академик Вячеслав Петрович Орфинский, которого я знаю больше тридцати лет и которого в конце августа в прямом эфире ГТРК «Карелия» оскорбил председатель Петросовета Олег Фокин, по возрасту годящийся В.П. Орфинскому во внуки.

Я не буду перечислять заслуги Вячеслава Петровича, они общеизвестны. Уже за одно то, что красавица-церковь в Кондопоге осталась на месте своего возведения, ему стоило бы поставить памятник. В семидесятые годы прошлого века по настоянию бывшего директора ЦБК В.М. Холопова Успенскую церковь хотели перевезти в Кижи, но встал поперек Орфинский, хотя стоило это ему много крови, ведь его сопротивление мешало беспрепятственно сливать промышленные стоки ЦБК прямо в Онежское озеро.

 

Успенская церковь в Кондопоге. Фото Ирины Ларионовой

Но даже если бы не было этих заслуг, оскорбить восьмидесятичетырехлетнего человека – низко. Если бы оскорбитель жил на Кавказе, он бы навсегда остался изгоем, и память о его выходке переходила бы из поколения в поколение и навсегда отравила бы жизнь его детей.

У нас не Кавказ, у нас – Россия. Однако я представляю, какой шум поднялся бы в мире, если бы президент или премьер-министр страны оскорбили не то что академика, а любого гражданина. Но и Путин, и Медведев знают: в любой ситуации они должны сдерживать себя, потому что они – руководители большой страны, представители власти. Положение обязывает.

Не то на местном уровне: представитель власти, председатель Петросовета Олег Фокин, совершив неблаговидный, я бы даже сказала, позорный поступок, остается при власти. Нам неизвестно, как откликнулся на это (и откликнулся ли?) глава республики А.П. Худилайнен? Мэр Петрозаводска Н.И. Левин? Партия «Единая Россия», членом которой состоит О. Фокин?

Прочитала в архиве одного из республиканских сайтов фрагмент выступления О. Фокина:

«Президент страны Дмитрий Медведев, лидер «Единой России», председатель Правительства Владимир Путин делают все для того, чтобы люди не чувствовали кризиса, который охватил Европу и больно ударил по России. С их решениями и действиями мы в Карелии связываем выход из экономического кризиса. Поэтому я принял решение быть с ними в одной команде».

Правда, я сомневаюсь, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев хотят быть с Фокиным в одной команде. Или я ошибаюсь?

 

Об авторе. Галина Акбулатова — член Союза журналистов и Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ.

 

Exit mobile version