Интернет-журнал «Лицей»

Война длиной в две строчки

зимняя войнаЗимняя война и сегодня является уроком на тему «Как из малых войн рождаются огромные мировые»

В Национальном музее Республики Карелия по случаю 75-летия окончания советско-финской войны состоялся круглый стол, в котором приняли участие историки ПетрГУ, ученые  КНЦ РАН, научные сотрудники музеев Карелии, краеведы, журналисты.

Александр Трифонович Твардовский в разгар Великой Отечественной  войны напишет о советско-финской войне стихотворение «Две строчки»: «Из записной потертой книжки  /Две строчки о бойце-парнишке, /Что был в сороковом году  /Убит в Финляндии на льду». Этого бойца-парнишку он будет помнить всегда.

Эта малая война, длившаяся с 30 ноября 1939 года  всего 105 дней, породила много вопросов, которые продолжают вызывать большой интерес. За три четверти века она обросла различными метафорами: зимняя война, незнаменитая война, непопулярная война, и, главное, малоизученная. Ее называли финской кампанией, пограничным конфликтом. Участники круглого стола согласились, что это событие было войной трагической для обеих сторон, важным событием накануне больших испытаний, определивших судьбы народов Европы. А уж для Карелии она имела судьбоносный характер: значительно увеличилась ее территория, была образована Карело-Финская Советская Социалистическая Республика, был создан Петрозаводский университет, который готовится отметить такой же юбилей в июне этого года.

Конечно, память об этих событиях у нас представлена не только в образе карело-финской девушки в фонтане на ВДНХ, символизирующим дружбу народов союзных республик СССР. Память об этой войне хранит частный музей историка Баира Иринчеева в Выборге, школьный музей в петрозаводской школе №34, монумент «Крест скорби» в Питкярантском районе. Недавно в Национальном музее РК открылась временная выставка «Сквозь лед и пламя», посвященная этой войне. Есть  документы и в Национальном архиве РК. У нас не густо… Что касается  финнов, то с исторической памятью у них дело обстоит гораздо лучше. Для Финляндии это была не малая война…

Как могло случиться, что огромная страна СССР, с мощной армией и колоссальными ресурсами, оказалась в состоянии войны с Финляндией, население которой всегда равнялось населению  С-Петербурга – Ленинграда? Профессор ПетрГУ, доктор исторических наук Ю.М. Килин глубоко проанализировал истоки этой войны, которая, по его мнению, была неизбежной как часть трагических закономерностей, проявивших себя в Европе в конце 30-х годов. Финны, обладая лучшей по тем временам радиоразведкой, знали планы советского руководства.  Профессор ПетрГУ, доктор исторических наук С.Г. Веригин привел многочисленные примеры действий разведок обеих сторон накануне войны. Все, кто принимал решения, всё знали. За исключением тех, кому предстояло в ближайшее время погибнуть, быть искалеченным, замерзнуть или попасть в плен.

Особую роль в дискуссии занял вопрос о морально-волевой подготовке накануне войны, о мотивации простого солдата, его боевом духе, от уровня которого порой зависит многое. В архивах хранятся донесения  из военкоматов Карелии, написанные в декабре 1939 года, в которых констатируется  «недоперевыполнение» планов по добровольцам.  В июне 41-го картина была иной: добровольцы штурмовали военкоматы. Профессор Ю.М. Килин, характеризуя моральное состояние наших войск в начале зимней войны, привел данные о нарушениях красноармейцами устава, совершенных преступлениях, случаях дезертирства (часто еще по пути на фронт). Кстати, среди последних немало было выходцев с Украины. Прозвучала даже мысль о том, что некоторые солдаты, призванные в армию с юга и отправленные воевать на север, с трудом представляли, где находится Финляндия.

Финские солдаты были мотивированы, хорошо приспособлены к сложным природно-климатическим условиям, ландшафту. Научный сотрудник НМ РК, известный военный историк С.М. Титов, назвал эту войну беспрецедентной по масштабам использования лыж, в умении пользоваться которыми финны превзошли нас начисто. Историк напомнил, что в финской армии были и добровольцы из стран Европы и Северной Америки, прошедшие специальную подготовку. Регулярных войск этих стран в финской армии не было.

Историки подняли вопрос о зимнем характере войны, страшных морозах, от которых страдали наши бойцы, особенно на первом этапе. Данные показывают, что сильные морозы начались с 20 декабря 39-го. Главными причинами неудач были для нас недооценка противника, просчеты в подготовке, неповоротливость крупных воинских соединений, оснащенных огромным количеством техники, боевые действия в условиях скал, болот, непроходимых лесов и очень плохих дорог.

Историк-архивист Н.В. Килина осветила вопрос о потерях в этой войне. Через ее руки во время работы над составлении «Книги памяти» прошли тысячи свидетельств о смерти. Наталья Владимировна привела примеры путаницы в фамилиях, данных о погибших. Причины смерти разные: гибель в бою, смерть от ран, автокатастрофа. Встречаются формулировки «отравление метиловым спиртом». Общее соотношение потерь в этой войне военнослужащих Финляндии и СССР 1 к 5,5. Финны потеряли более 26 тысяч человек – это примерно количество мальчиков, рождавшихся в Финляндии за год. В пропорции населения воюющих сторон для финнов это были  большие потери.

Все участники круглого стола отмечали многочисленные белые пятна этой войны. Она остается слабоизученной. Историки долго не проявляли к ней должного  интереса: отношения с Финляндией с конца сороковых нормализовались, а затем превратились в образцовые. Мешало отсутствие гласности, хотя и по сей день многое мертвым грузом хранится в спецхране. Эта война всегда была как бы в тени другой большой войны, ее прологом. Даже в эти юбилейные дни в России к ней ощущается определенное невнимание. Но ведь люди честно выполняли свой долг и отдавали свои жизни. Свыше четырехсот военнослужащих получили звание Героя Советского Союза. Среди награжденных орденами и медалями численность комсостава и политработников превышает число красноармейцев… Я понимаю, почему Александр Твардовский вспомнит об этой войне в 1943 году посреди большой войны в стихотворении «Две строчки»: «…Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой  Забытый, маленький, лежу». (курсив М.Г. — Ред.)

Поэтический взгляд А. Твардовского точнее и глубже, чем зрение историка. Две строчки в блокноте поэта несут в себе емкий смысл, сравнимый с томами, написанными исследователями. Незнаменитая, по меткому выражению А. Твардовского, война остается незнаменитой.

Результаты войны в оценках историков и публицистов трактуются по-разному: от провала политики Сталина-Молотова до оболганной победы Сталина. Последние утверждают, что советское руководство достигло своей цели, отодвинув границы СССР. Финляндия действительно потеряла 11% своей территории, включая второй по величине город Выборг, но сохранила свою независимость. Песня композиторов братьев Покрасс «Принимай нас, Суоми-красавица!», написанная и сразу записанная на грампластинку военным ансамблем Ленинградского ВО в августе 39-го, то есть еще до  начала войны, не стала популярной, а ушла в архив. Не приняла красавица, отстояла свою независимость «…в ожерелье прозрачных озер!».

Участники дискуссии пришли к выводу, что Красная Армия в борьбе с умелым и достойным противником с большими потерями в конечном итоге добилась перевеса.  Даже Гитлер высоко оценил действия РККА, назвав их максимально возможными в таких сложнейших условиях. Правда, именно после этой войны он удостоил СССР известным эпитетом — «колосс на глиняных ногах». Кстати, уже опубликованы документы, из которых видно, что советское руководство извлекло уроки зимней войны, но полностью перестроиться не успели.  Мир с Финляндией, подписанный в марте 40-го, носил временный характер. Все понимали, что у этой войны скоро будет продолжение.

Зимняя война и сегодня является уроком на тему «Как из малых войн рождаются огромные мировые». В Европе сегодня неспокойно. Неужели все будет как на картине Ф. Решетникова «Опять двойка»? Или опять за все заплатит боец-парнишка, так и не ставший отцом? Незнаменитая война не должна уйти в разряд забытых.

 

Круглый стол в Национальном музее Карелии по случаю 75-летия окончания советско-финской войны
Ведущий — директор Национального музея РК Михаил Гольденберг
Круглый стол в Национальном музее Карелии по случаю 75-летия окончания советско-финской войны

 

Фотографии с выставки  «Сквозь лед и пламя» Национального музея Республики Карелия. Фотографии круглого стола Т. Якиной

Exit mobile version