30 апреля исполняется 360 лет пожарной охране России
История противопожарной службы Карелии в фотографиях
Пожарные нашей республики 18 апреля отметили свой профессиональный праздник. 156 лет назад по Высочайшему повелению императора Николая I в Петрозаводске была образована первая пожарная команда, состоявшая из 20 человек. Вооружение пожарных состояло из ручного инструмента: ломов, багров, топоров и пожарных труб.
За полтора века пожарная охрана прошла большой путь развития. Предлагаем вам проследить этапы становления пожарной охраны, совершенствования техники пожаротушения в Карелии.
Реконструкция пожара, произошедшего в торговых рядах на общественной пристани города Петрозаводска. В 19 — начале 20 века к тушению пожаров в Петрозаводске привлекалось население, так как городской пожарный обоз не мог справиться с пожаром без посторонней помощи. Тушение пожара было очень трудоемким, тяжелым, требовало множества рабочих рук и состояло в разборке деревянных конструкций здания, сломе заборов, сараев, в расчистке территории.
Здание уездных присутственных мест, в котором находились полицейское управление и пожарный обоз. На крыше здания расположена пожарная каланча, построенная в 1895 году. Каланча служила для скорейшего обнаружения места пожара. Дежурный на каланче, заметив дым, подавал сигнал в пожарное депо. На снимке пожарный обоз выезжает со стороны Садовой улицы на улицу Мариинскую. Впереди обоза — трубный ход, за ним три бочечных хода, замыкает обоз багровый ход.
В первые годы Советской власти техническое оснащение пожарных обозов зачастую было хуже, чем в дореволюционной России. Отсталость вооружения компенсировалась численностью пожарных команд и энтузиазмом рядовых пожарных. Кроме того, к тушению пожаров по-прежнему привлекалось население вплоть до начала 30-х годов. Главными помощниками пожарных были комсомольцы.
В 1928 году в Петрозаводске на вооружение городской пожарной команды поступил первый пожарный автомобиль Ленинградского треста массового производства «Тремасс» (крайний слева). С начала тридцатых годов началось техническое перевооружение пожарных команд. Для работы с новой техникой требовались грамотные специалисты, и в 1929 году в городе начали работать первые курсы по повышению квалификации работников пожарной охраны Петрозаводска.
В 30-х — 40-х годах на вооружении пожарных частей находились автомобили на отечественных шасси ЗИС Московского и ГАЗ Горьковского автомобильных заводов. В центре фотографии – пожарный автонасос ПМЗ-1, оснащенного современным для того времени центробежным насосом. Автомобиль имел крытую кабину для шофера и начальника автохода. Нижнее основание кузова служило сидением для 12 человек команды, по 6 человек с каждой стороны. Под сидением команды располагались ящики для инструмента. Автомобиль имел бак первой помощи, 3 рукавные катушки для выкидных рукавов, всасывающие рукава, лестницы и другое оснащение.
Автомобиль стоит во дворе военизированной пожарной части № 2 города Петрозаводска. В послевоенные годы начался выпуск новых типов пожарных автомобилей с закрытыми кабинами для личного состава на Прилукском и Новоторжском заводах противопожарного оборудования. Специальные конструкторские бюро к тому времени накопили немалый опыт в создании кузовов пожарных автомобилей, где в качестве несущих конструкций использованы цистерны в сочетании с каркасом кузова.
Значительно вырос профессионализм пожарных. Это позволяло службе выполнять самые сложные задачи по тушению крупных пожаров и спасению людей. Один из таких пожаров произошел 24 декабря 1961 года в Петрозаводске в общежитии культпросветучилища по улице Максима Горького, 25. Пожару был присвоен повышенный номер сложности. Руководил тушением пожара начальник Отдела пожарной охраны Гаврилов Александр Иосифович. В результате грамотных и решительных действий пожарных все жители общежития были эвакуированы, из горящих комнат спасены три человека.
Уникальные памятники требовали уникального подхода по их защите. Была разработана идея установки на Кижском погосте дистанционно управляемого лафетного ствола. Исследования показали, что если не принять необходимых мер по тушению начавшегося возгорания в течение нескольких минут процесс горения станет необратимым. Идея дистанционного управления лафетными стволами позволяла решить эту проблему и начинать тушение огня из помещения пожарного депо по телевизионному изображению погоста до приезда пожарного расчета. В то время в Советском Союзе не было подобных установок. Управляемого робота создали специалисты Института тракторного производства и Онежского тракторного завода. Первые испытания пожарного робота на Кижском погосте успешно прошли в июле 1984 года. С тех пор дистанционная система встала на службу в Кижах.
16 октября 1991 года на станции Нийрола в Финляндии проводились первые совместные советско-финские учения по ликвидации химической аварии и тушению пожара на цистернах с нефтепродуктами. В тренировке участвовали пожарные и спасательные подразделения приграничных населенных пунктов Йоэнсуу, Тохмаярви, Сортавала и Вяртсиля, таможенные и пограничные службы сопредельных стран. Эти учения положили начало активному сотрудничеству между противопожарными службами Карелии и других стран. Благодаря международным связям, направленным, в том числе, на обучение карельских пожарных новым методикам пожарная охрана стала способна оказывать всестороннюю аварийно-спасательную помощь.
Современная пожарная охрана Республики Карелия входит в состав МЧС, поэтому пожарные выполняют различные задачи по спасению людей, ликвидации техногенных, химических аварий, тушению пожаров, ликвидации последствий ДТП. Служба имеет на вооружении самую передовую технику, позволяющую выполнять работы любой сложности. Но главным условием успешной работы являются высочайший профессионализм и самоотверженность наших пожарных.