Интернет-журнал «Лицей»

Автопортрет в интерьере времени

Ирина Степанова проводит первую экскурсию по выставке
Ирина Степанова проводит первую экскурсию по выставке

Именно так можно назвать выставку, которая открылась в Национальном музее Карелии и посвящена его 145-летию. Оформлена она в формате… стенгазеты, некогда очень популярного вида наглядной агитации ушедшего века.

145 лет – много это или мало? По меркам человеческой жизни – возраст библейского патриарха. А для истории… Недавно прошла информация, что в Китае обнаружили музей, который был создан более двух тысяч лет назад. К сожалению,  не сказано, чем же удивлял этот музей посетителей своего времени.

Впрочем, открывая выставку «Музей и время», директор Национального музея Михаил Гольденберг подчеркнул, что авторитет музея создает не возраст аксакалов, а коллекции, им собранные. В фондах Национального музея Карелии сегодня около 220 тысяч единиц хранения — это крупнейшее собрание на Северо-Западе.  Проблема музея сейчас не только отсутствие современного фондохранилища, но и недостаток экспозиционных площадей. Хочется не только сохранить, но и показать.

История Карельского государственного краеведческого музея начинается в 1871 году, когда губернатор Григорий Григорьевич Григорьев предложил создать Олонецкий музей «естественных произведений, предметов промышленности, памятников древности и бытовых вещей, употребляемых местным населением». Был ли сам Григорьев краеведом и коллекционером? Я не сумела найти такой информации. Цель же создания подобного музея четко названа в указе: чтобы доставить возможность публике ознакомиться с богатствами губернии, производительностью и промышленным развитием, а учащейся молодежи, предающейся вполне науке, — изучить местную географию и этнографию.

То есть музей должен был стать не только визитной карточкой губернии, но и играть просветительскую роль. Чиновник высокого ранга выразил весьма мудрую мысль: по его представлениям, музей «сохранит на будущее время памятники нашей исторической жизни и народного быта и сбережет многие из них, выходящие из употребления и постепенно забываемые, несмотря на их характерность или значительное прежнее распространение». То есть музей должен был сохранить для потомков, в том числе и для нас, время.

Идея отличная, но в музее нужно что-то выставлять, и отнюдь не  релизы о развитии и достижении края. Так вот, первую коллекцию краеведческого музея собирали чиновники. Это вменялось им в обязанность.  К поручению губернатора они отнеслись ответственно, и уже через два года коллекция была собрана, музей открыт. Губернатор выделил для этого один из залов своей квартиры. Кстати, выставка сегодня размещена именно в том зале, в котором 145 лет назад открылась первая экспозиция. Была она связана прежде всего с петровским временем, отражала роль Петра Первого в истории Олонецкой губернии, возникновении Петрозаводска. Одновременно с музеем на Круглой площади был открыт и памятник Петру, его можно было видеть из окон музея.

Музей с первых дней своего существования, выражаясь современным языком, стал одним из самых популярных туристических объектов. Путешественник и писатель А. Елисеев, побывавший в нашем городе в конце XIX века, отмечал, что в Петрозаводске «кроме музея и Александровского завода смотреть нечего».

Интересно, губернатор Григорьев подписал указ, руководствуясь личными  амбициями, интересами или это была общероссийская кампания? Впрочем, сегодня это не так важно. Гораздо важнее то значение, которое государственные чиновники придавали этому учреждению культуры, но учреждению культуры особому, это они понимали. Можно сказать, они создавали свой  исторический имидж. Если бы нынешние власти тратили деньги не на политическую саморекламу, на кратковременные никому не нужные проекты, а  вкладывали в будущее, то лет эдак через 100 уже наши потомки ходили бы по залам музеев не только с интересом, но с уважением.

В последние годы мы, журналисты (автор этих строк не исключение), рассказывая о музеях,  обязательно отмечаем их современность: в половину стены плазмы, планшеты, компьютеризация…  Как же без этого — на дворе XXI век. Но вот открыла книгу основателя и первого директора музея А.С. Пушкина в Москве А. Крейна «Рождение музея», которая давно стала для меня, когда пишу о музеях, настольной, и прочитала: современность музеев заключается прежде всего  в способности увидеть в истории то,  что важнее всего для современности и в умении рассказать об этом. Наверное, в этом ответ и на вопрос, почему на одни выставки народ валом валит, а к другим проявляет лишь вежливое внимание.

Сегодня часто пишут, что музей – это хранитель времени, мост между прошлым и настоящим, а то и будущим. Согласитесь, чтобы построить мост, нужны не только соответствующий строительный материал и квалифицированные специалисты, но и как минимум два берега. И музейщики для строительства такого моста должны хорошо понимать ситуацию на обоих берегах. А иначе это будет не мост, а монстр.  Это к вопросу о строителях — музейных работниках. Судя по их зарплатам, в музеях работают сегодня только патриоты своего дела. Причем, патриотами они не  приходят в музей, они становятся ими в процессе  работы. Музеи, наверное, могли бы поставить рекорд по количеству ветеранов труда. И работают там  немного волшебники, а кто еще может научить неживые предметы вступать в диалог с нами, посетителями? А без этого диалога музей становится действительно очень большой кладовкой, в которой закладываются на долгое хранение тысячи вещей, пересыпанные историческим нафталином.

Первая книга отзывов

По журналистской привычке люблю читать книги отзывов. Умиляют записи вроде «Большое спасибо. Все очень понравилось». Когда так пишут дети, это нормально, но когда их родители… На мой взгляд, когда всё нравится, значит человек ничего по-настоящему не увидел, а зашел в музей скоротать время и не было у него ни желания, ни сил, да и времени в обрез, чтобы с кем-то там «беседовать». Дай бог селфи сделать или пару-другую снимков, да плазму перелистать.

Ирина Александровна Антонова, искусствовед и многолетний директор Музея изобразительных имени Пушкина в Москве, как-то в беседе на телеканале «Культура» заметила: за  многие годы работы научилась среди  тех, кто приходит в музей, выделять случайных посетителей: у кого-то в турпутевку включено посещение музея, кому-то время надо скоротать, но культурно, кому-то знакомые посоветовали. И находила она их по одному признаку: где-то  через полчаса после начало экскурсии у этих людей наступает так называемая музейная усталость, преодолеть которую они не в силах. Когда человек уже мечтает только об одном: скорее бы отсюда выбраться, ему уже ничего не интересно. Вылечиться от этой болезни можно просто: почаще ходить в музеи.

Выставка Национального музея Карелии показывает, как в зависимости от исторических периодов менялось представление о роли музея. Во времена Олонецкой губернии он, рассчитывая на просвещение посетителя, служил своеобразной  иллюстрацией края. В Советской Карелии государственному краеведческому музею нужно было  выполнять идеологические функции. Музейное искусство, наряду с кино и другими изобразительными средствами, использовалось властью как мощное пропагандистское средство.

Сегодня региональный музей, по мнению специалистов, должен стать средством презентации культурных особенностей Карелии, осмысления истории края. Но никогда не было и не должно быть такого, чтобы музей превратился в культурно-развлекательное учреждение, стал только частью туристического бизнеса.  В музей ходят не отдыхать, на мой взгляд, — культурным отдыхом посещение музея назвать можно с большой натяжкой. В музей ходит смотреть, думать, размышлять.

Мне довелось побывать во многих городах, тамошних музеях. И практически каждый предоставляет тебе возможность стать первооткрывателем. И это прекрасное чувство, которое рождается только в музее. Потом находишь информацию, выясняешь, что это давно известно, доказано, описано. Но для тебя ведь это было открытием, которое побудило взяться за более глубокое изучение объекта твоего интереса. Вот за это я очень люблю музеи, особенно маленьких провинциальных городов.

В одной из публикаций о музеях нашла призыв музейного работника к коллегам: «Не замузеиваться!». Не превращаться в памятник самому себе,  ведь памятник это нечто застывшее и мертвое. А настоящий музей – всегда живой. Он постоянно меняется, правда, при этом экспонаты, предметы никогда не врут – в зависимости от времени,  власти и коньюнктуры. И в этом еще одна примечательность музеев. Даже весьма скромная выставка «Музей и время»  —  подтверждение тому. Кстати, вход на нее бесплатный.

В рамках работы выставки будет проводиться акция «Музей в моей жизни». Петрозаводчанам и жителям республики предлагается поделиться фотоснимками, воспоминаниями, связанными с посещением музея не только на площади Ленина, но и когда он располагался в здании церкви на ул. Александра Невского. Тем самым каждый желающий внесет свой вклад в музейную фотолетопись.

P.S.  Мне очень захотелось в книге отзывов написать такое пожелание музею и нам всем: пошли, Господи,  нам хотя бы еще одного такого губернатора, как Григорий Григорьевич Григорьев.

 

Музейная экспозиция 1930-х годов
Экспозиция 1930-х годов
Музей в 1941 году
В краеведческом музее в годы войны
Пионеры на выставке в музее

 

Вернисаж выставки «Музей и время»
Отдельный стенд посвящен создателям районных музеев, настоящим подвижникам

Фото Валентины Чаженгиной и пресс-службы Национального музея РК

 

 

Exit mobile version