Интернет-журнал «Лицей»

Вторая пятилетка удалась

Павел Поляков. Основатель города

Художественный процесс в Творческом союзе художников, вяловатый  в течение нескольких лет,  стал оживляться.

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась художественная выставка «Вторая пятилетка», посвященная 10-летию Карельского регионального отделения Творческого союза художников России.

Благодаря тому, что открылись одновременно сразу две больших выставки республиканского значения –  «Онежская палитра» в Музее изобразительных искусств и «Вторая пятилетка»,  создалась некая интрига. Было любопытно узнать, что покажет Творческий союз художников Карелии, который  появился 10 лет назад и на сегодняшний день объединяет около 60-ти художников.

Хорошо помню прошлогоднюю выставку этого союза в Музее изобразительных искусств. Уже тогда чувствовалось, что художественный процесс, вяловатый  в течение нескольких лет, стал оживляться.  Выставка «Вторая пятилетка» убеждает, что и в самом деле молодой — в сравнении с Союзом художников — Творческий союз стал набирать силу.

Вот что говорит по этому поводу искусствовед, директор Городского выставочного зала Мария Юфа: «В городе два союза художников, это неплохо – в том смысле, что создаёт творческую конкуренцию. А выставка, по-моему, получилась достаточно разнообразной. В ней есть ряд более сильных авторов, которые её держат. Плюс и выставки, и Творческого союза в том, что здесь много молодых. В этом мне видится перспектива роста, а не угасания. А для зрителей выставка хороша достаточно большим выбором имён, разных жанров и видов искусства. Есть свои мэтры – Юрий Высоковских, Юрий Трофимов, Владимир Копнин, Татьяна Ваян, есть профессиональные авторы более молодого поколения – Ксения Трофимова, Павел Поляков и другие. Экспозицию я старалась сделать гармоничной и нескучной».

Такой экспозиция и получилась, оставив впечатление свежести и новизны. Во всяком случае появились новые имена, некоторые художники приятно удивили выбором темы, интересными поисками. «Вторая пятилетка» ничуть не уступает   «Онежской палитре». У зрителей есть возможность посмотреть обе и сделать свои собственные выводы.

Фотография представлена тремя авторами – Николаем Егоровым, Михаилом Скрипкиным и Андреем Июдиным.  Больше всего запомнились и тронули работы Андрея Июдина. Правда, не все, но две из них просто замечательные  – «Сети» и «Во всем виновато солнце».

Андрей Июдин. Во всем виновато солнце

Из нескольких снимков Николая Егорова произвела впечатление одна, с романтическим названием «Прошел, прокапал дождь весенний». Прекрасный  снимок, но непонятно почему именно его показывает автор на выставке: сделан он еще в 1956 году… Видовые снимки Соловков Михаила Скрипкина достойные, мастерски сделанные и по свету,  и по композиции.  Именно такими мы привыкли видеть Соловецкие острова в глянцевых фотоальбомах. Совсем другое впечатление от гуашей Евгения Терпугова, у которого Соловецкий кремль выглядит совсем не празднично. На мой взгляд, молодому автору  удалось создать образ обители с многострадальной историей.

Евгений Терпугов. Соловецкий Кремль

В первом зале  отметила для себя  неожиданные  и динамичные  коллажи  Дарьи Одинец «Шаги на снегу», «Зимняя дорога».

Дарья Одинец. Шаги на снегу

Мне по душе творчество талантливого книжного графика Ольги Икконен. Особенно понравилась великолепная серия «Путешествия»  – легкая, живая,  в этих рисунках  чувствуется  пульсация жизни.

Ольга Икконен. Из серии «Путешествие». Бремен

Ничего не знаю о молодом художнике Антоне Артамонове (1980 год рождения), но два его живописных полотна «Ламбушка»  и «Иван-чай» понравились безоговорочно. Оба пейзажа выполнены с настроением, вроде ничего особенного, обычный карельский пейзаж, но цепляют.

Антон Артамонов. Ламбушка

Еще  новое имя – Юлия Щербакова, двадцать пять лет. Небольшая  ее работа «Берегиня, которая живет в книгах» настолько необычна, что запоминается сразу.

Юлия Щербакова. Берегиня,которая живет в книгах

Так же особняком в экспозиции стоят две понравившиеся мне  работы Алексея Максимова «Карельский бальзам» и «Сатурн в Деве».

Входишь в зал и сразу же  взгляд упирается в мощное цветовое пятно. Это «Маки» Егора Кукушкина.  Но мне больше по душе  не экспрессивные маки, а более тонкие  и нежные по настроению «Камыши».

Егор  Кукушкин. Камыши

На прошлогодней выставке мне запомнилась графика Ксении Трофимовой. Ее новые работы нельзя не отметить, в них чувствуется напряженное состояние приближающейся зимы. Даже представить трудно, как можно вдохновиться таким гиблым осенним месяцем как ноябрь! Хочется отметить и две замечательные работы преподавателя детской художественной школы, отца Ксении Юрия Трофимова. Одна из них с неожиданным сюжетом – «Выстиранные», другая «Белая ночь».  Неравнодушная к портретам, отмечу этот –  сдержанный  бело-голубой тон картины несет в себе покой и чистоту белой ночи, не зря портрет так и называется. В нем  читаются  глубокая  нежность, романтичность, тихая радость, спокойствие.

Ксения Трофимова. Иван-чай в ноябре

Юрий Трофимов. Белая ночь

Понравились все портреты на выставке – женский образ, созданный Павлом Поляковым («Прекрасный лед»), его же великолепный портрет Петра I , стоящего на набережной лицом к озеру, — «Основатель города».

Павел Поляков. Прекрасный лед

Отмечу также мужской портрет Валерия Белякова и тревожный по настроению «Автопортрет» Николая Деревягина из Медвежьегорска. На выставке представлен единственный  и, на мой взгляд, очень удачный скульптурный портрет Александра Акулова, изобразившего  Петра I в  гипсе. «Находка со дна Лососинки» – таково его название.

Пейзажи, выполненные на холсте маслом Владимиром Копниным («Скоро осень» и «Выбор Монрено»), Александром Широким («Пора цветения») и Павлом Бабенко («Вид на собор»), гармонично сочетаются с акварельными листами Алексея  Гауфлера из Медвежьегорска и петрозаводчанки Ирины Перегородиной.

Павел Бабенко. Петрозаводск. Вид на собор

Алексей Гауфлер. Апрель

Из натюрмортов  запомнился один – «Охотничий»  Жанны Свиридниковой, он сразу бросается в глаза. Ваза в центре композиции выписана очень удачно, она неплохо сочетается с красными листьями. Правда, почему этот натюрморт охотничий, не поняла…

Жанна Свиридникова. Охотничий натюрморт

В целом могу сказать, что получила  большое удовольствие от новой выставки и рекомендую всем посмотреть ее. Она открыта до 3 февраля.

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version