Художественный процесс в Творческом союзе художников, вяловатый в течение нескольких лет, стал оживляться.
В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась художественная выставка «Вторая пятилетка», посвященная 10-летию Карельского регионального отделения Творческого союза художников России.
Благодаря тому, что открылись одновременно сразу две больших выставки республиканского значения – «Онежская палитра» в Музее изобразительных искусств и «Вторая пятилетка», создалась некая интрига. Было любопытно узнать, что покажет Творческий союз художников Карелии, который появился 10 лет назад и на сегодняшний день объединяет около 60-ти художников.
Хорошо помню прошлогоднюю выставку этого союза в Музее изобразительных искусств. Уже тогда чувствовалось, что художественный процесс, вяловатый в течение нескольких лет, стал оживляться. Выставка «Вторая пятилетка» убеждает, что и в самом деле молодой — в сравнении с Союзом художников — Творческий союз стал набирать силу.
Вот что говорит по этому поводу искусствовед, директор Городского выставочного зала Мария Юфа: «В городе два союза художников, это неплохо – в том смысле, что создаёт творческую конкуренцию. А выставка, по-моему, получилась достаточно разнообразной. В ней есть ряд более сильных авторов, которые её держат. Плюс и выставки, и Творческого союза в том, что здесь много молодых. В этом мне видится перспектива роста, а не угасания. А для зрителей выставка хороша достаточно большим выбором имён, разных жанров и видов искусства. Есть свои мэтры – Юрий Высоковских, Юрий Трофимов, Владимир Копнин, Татьяна Ваян, есть профессиональные авторы более молодого поколения – Ксения Трофимова, Павел Поляков и другие. Экспозицию я старалась сделать гармоничной и нескучной».
Такой экспозиция и получилась, оставив впечатление свежести и новизны. Во всяком случае появились новые имена, некоторые художники приятно удивили выбором темы, интересными поисками. «Вторая пятилетка» ничуть не уступает «Онежской палитре». У зрителей есть возможность посмотреть обе и сделать свои собственные выводы.
Фотография представлена тремя авторами – Николаем Егоровым, Михаилом Скрипкиным и Андреем Июдиным. Больше всего запомнились и тронули работы Андрея Июдина. Правда, не все, но две из них просто замечательные – «Сети» и «Во всем виновато солнце».
Андрей Июдин. Во всем виновато солнце
Из нескольких снимков Николая Егорова произвела впечатление одна, с романтическим названием «Прошел, прокапал дождь весенний». Прекрасный снимок, но непонятно почему именно его показывает автор на выставке: сделан он еще в 1956 году… Видовые снимки Соловков Михаила Скрипкина достойные, мастерски сделанные и по свету, и по композиции. Именно такими мы привыкли видеть Соловецкие острова в глянцевых фотоальбомах. Совсем другое впечатление от гуашей Евгения Терпугова, у которого Соловецкий кремль выглядит совсем не празднично. На мой взгляд, молодому автору удалось создать образ обители с многострадальной историей.
Евгений Терпугов. Соловецкий Кремль
В первом зале отметила для себя неожиданные и динамичные коллажи Дарьи Одинец «Шаги на снегу», «Зимняя дорога».
Дарья Одинец. Шаги на снегу
Мне по душе творчество талантливого книжного графика Ольги Икконен. Особенно понравилась великолепная серия «Путешествия» – легкая, живая, в этих рисунках чувствуется пульсация жизни.
Ольга Икконен. Из серии «Путешествие». Бремен
Ничего не знаю о молодом художнике Антоне Артамонове (1980 год рождения), но два его живописных полотна «Ламбушка» и «Иван-чай» понравились безоговорочно. Оба пейзажа выполнены с настроением, вроде ничего особенного, обычный карельский пейзаж, но цепляют.
Антон Артамонов. Ламбушка
Еще новое имя – Юлия Щербакова, двадцать пять лет. Небольшая ее работа «Берегиня, которая живет в книгах» настолько необычна, что запоминается сразу.
Юлия Щербакова. Берегиня,которая живет в книгах
Так же особняком в экспозиции стоят две понравившиеся мне работы Алексея Максимова «Карельский бальзам» и «Сатурн в Деве».
Входишь в зал и сразу же взгляд упирается в мощное цветовое пятно. Это «Маки» Егора Кукушкина. Но мне больше по душе не экспрессивные маки, а более тонкие и нежные по настроению «Камыши».
Егор Кукушкин. Камыши
На прошлогодней выставке мне запомнилась графика Ксении Трофимовой. Ее новые работы нельзя не отметить, в них чувствуется напряженное состояние приближающейся зимы. Даже представить трудно, как можно вдохновиться таким гиблым осенним месяцем как ноябрь! Хочется отметить и две замечательные работы преподавателя детской художественной школы, отца Ксении Юрия Трофимова. Одна из них с неожиданным сюжетом – «Выстиранные», другая «Белая ночь». Неравнодушная к портретам, отмечу этот – сдержанный бело-голубой тон картины несет в себе покой и чистоту белой ночи, не зря портрет так и называется. В нем читаются глубокая нежность, романтичность, тихая радость, спокойствие.
Ксения Трофимова. Иван-чай в ноябре
Юрий Трофимов. Белая ночь
Понравились все портреты на выставке – женский образ, созданный Павлом Поляковым («Прекрасный лед»), его же великолепный портрет Петра I , стоящего на набережной лицом к озеру, — «Основатель города».
Павел Поляков. Прекрасный лед
Отмечу также мужской портрет Валерия Белякова и тревожный по настроению «Автопортрет» Николая Деревягина из Медвежьегорска. На выставке представлен единственный и, на мой взгляд, очень удачный скульптурный портрет Александра Акулова, изобразившего Петра I в гипсе. «Находка со дна Лососинки» – таково его название.
Пейзажи, выполненные на холсте маслом Владимиром Копниным («Скоро осень» и «Выбор Монрено»), Александром Широким («Пора цветения») и Павлом Бабенко («Вид на собор»), гармонично сочетаются с акварельными листами Алексея Гауфлера из Медвежьегорска и петрозаводчанки Ирины Перегородиной.
Павел Бабенко. Петрозаводск. Вид на собор
Алексей Гауфлер. Апрель
Из натюрмортов запомнился один – «Охотничий» Жанны Свиридниковой, он сразу бросается в глаза. Ваза в центре композиции выписана очень удачно, она неплохо сочетается с красными листьями. Правда, почему этот натюрморт охотничий, не поняла…
Жанна Свиридникова. Охотничий натюрморт
В целом могу сказать, что получила большое удовольствие от новой выставки и рекомендую всем посмотреть ее. Она открыта до 3 февраля.
Фото Ирины Ларионовой