Интернет-журнал «Лицей»

Как можно наследить в истории

Так выглядела петрозаводская студентка в 1970-е годы, почтальон, чиновник, учительница – в 1950-е
Так выглядела петрозаводская студентка в 1970-е годы, почтальон, чиновник, учительница – в 1950-е

Следы былых времен можно найти не в переносном, а в прямом смысле этого слова: все лето в Национальном музее Карелии открыта выставка «Сапоги, штиблеты, кóты». Причем, собирать коллекцию, представленную в экспозиции, начали еще в первые десятилетия существования музея, почти полтора века назад.

Первое, немного шокирующее, впечатление от выставки: несмотря на то что экспонаты, а их более 60-ти, выставлены в современных музейных витринах, — здесь то, что мы сегодня можем увидеть в современном сэконд хэнде, исключая лапти и кóты.  А потом при знакомстве с экспонатами, вдруг понимаешь, что даже такой приземленный предмет, как обувь, может много рассказать о жизни людей, о том, как она менялась с годами и веками. Прежде всего за минувший ХХ век. И это открытие заставляет уже не иронически улыбаться, а задуматься. 

Детские лапти. Начало ХХ века, Олонецкая губерния. В это время в деревне еще ходили в лаптях
Тапок из шкурки гагарки, вывернутой наизнанку. Был сделан в наше время, но по традиционной технологии. Такую комнатную обувь носили в Беломорской Карелии, встречалась она и в Заонежье

Ведь среди экспонатов редкие этнографические образцы, характерные для быта Карелии. Вряд ли кто-то из нас видел в натуре тапки из шкурки гагары, поршни («кóты»), карельские кеньги, поморские бахилы и даже знает, что стоит за этими названиями. Когда в село пришла цивилизация, бересту, солому заменили резина, кожа. Помню, бабушка рассказывала, что блестящие черные резиновые галоши были предметом мечтаний многих деревенских девушек, а родилась она и выросла на Каргополье, в хорошо известном ныне Плесецке.

Но если обувь из  природных материалов и сапог мастерили в семьях, то шитье туфель, штиблет и сапог требовало уже мастерства, индивидуального пошива. Так, вероятно, родилось новое ремесло, а значит и профессия – сапожник.   Опять же из рассказов бабушки знаю, что прадед, человек довольно зажиточный по деревенским меркам и потому спесивый, выдал одну из своих дочерей за сына сапожника. Что по тому времени считалось хорошей партией.

Спрос, как известно, рождает предложение. Мастера объединялись в артели, появились даже промышленные предприятия. При сохранении индивидуального пошива стало развиваться массовое производство. На выставке широко представлены изделия артели «Кустпромкож». И что интересно, только-только отгремела война, на улицах  Петрозаводска кое-где еще сохранились руины военных лет, а мастера-сапожники уже предлагали модницам мечту многих девушек послевоенных лет — туфли-лодочки. А там уже было недалеко до каблука-шпильки. Одним словом, шли в ногу с модой, по крайней мере, старались не отставать. Обувь второй половины ХХ века, причем пошитая именно в Карелии, занимает на выставке значительное место.

Первая обувь малышей — пинетки. Они поступили в музей в 1954 году прямо от производителя — артели «Кустпромкож», которая была открыта в Петрозаводске в 1934 году
Эти дамские туфельки шили мастера артели «Кустпромкож» в 1947-1948 годах. «Дайте женщине пару хороших туфель, и она покорит весь мир», — говорила Мэрилин Монро

К сожалению, ураганная перестройка вымела из столицы Карелии  предприятия, которые относятся к легкой промышленности. Сейчас приходится всё возрождать. Может быть, поэтому не нашла  экспонатов нашего времени: ведь не обувь же китайского производства выставлять… Хотя обнаружила в СМИ информацию о карельской фабрике «Рантемпо», открывшейся в Петрозаводске в 2002 году при поддержке финнов.

Экспонаты, выставленные в  некоторых витринах, вносят в экспозицию нотки индивидуальности, нарушая  общую безликость. Это предметы из мемориальных коллекций известных людей республики – государственного деятеля Отто Куусинена, актрисы Эльзы Баландис, балерины Натальи Гальциной, которая была гостьей вернисажа.

Обычные для Карелии лыжные ботинки попали в музей и на выставку скорее всего благодаря их владельцу. В них бегал на лыжах видный политический деятель О.В. Куусинен, возглавлявший Карело-Финскую ССР в 1940-1956 годах
Пуанты известной в Карелии балерины Натальи Гальциной, ведущей балерины нашего театра в 1966 – 1994 годах. Они были изготовлены в мастерской Большого театра. Пуанты с автографами артистов театра принадлежали актрисе Нине Полагаевой, которая служила в Музыкальном театре
Гость вернисажа Наталья Васильевна Гальцина

Или вот еще одна витрина, в  которой выставлены предметы, найденные при реконструкции здания музея в 2000-е годы. Она дает простор полету фантазии: то ли эту обувь забыл или бросил из-за изношенности кто-то из прислуги губернатора, а, может быть, посетители присутственных мест так бежали от чиновников, что и обувку потеряли… Но след в истории оставили.

Выставка необычна, скорее даже непривычна для нас. Но позволяет каждому совершить свое маленькое открытие.

Сопровождает выставку интерактивная зона, в которой взрослые и дети смогут найти для себя развлекательные задания, связанные с темой обуви, сфотографироваться на память в фотозоне, то есть сделать селфи – повальное увлечение не только подростков, но и их родителей. Сегодня без него никуда. А кстати, недавно прочитала, что первое селфи было сделано… 180 лет назад. Что подтверждает еще более древнюю истину, что новое – это, как правило, хорошо забытое старое.

Стоит  отметить, что при создании выставки в Национальном музее Карелии использованы предметы из собрания Детского краеведческого музея Центра образования и творчества «Петровский Дворец».

Выставка открыта до 13 октября.

Первую экскурсию проводит куратор выставки Екатерина Логвиненко
На вернисаже

Фото Валентины Чаженгиной

Exit mobile version