Интернет-журнал «Лицей»

Птицы, похожие на людей

Елена Логинова, Череповец. Бутик
Елена Логинова, Череповец. Бутик

В Городском выставочном зале Петрозаводска открылась выставка «Птицы». Языком художественных образов она знакомит нас с миром, о котором мы практически ничего или мало что знаем. 

Не знаю как у кого, но лично у меня птицы ассоциируются прежде всего с весной: тут и грачи прилетели, и воробьи, барахтающиеся в лужах, по краям которых еще не совсем подтаял лед, и чайки, атакующие дворы в центре города… Какие птицы могут быть сегодня, в самое темное  — в Петрозаводске даже в центре  царит полумрак — время года? Правда, морозов нет, но даже морозоустойчивые голуби куда-то попрятались.

Тем не менее в Городском выставочном зале представили новую выставку с коротким названием «Птицы». И залетели они сюда благодаря петрозаводской художнице Виктории Зориной, которая считает, что именно птицы —  «одна из вечных тем, вдохновляющих людей искусства».

Директор ГВЗ Мария Юфа (слева) и Виктория Зорина, куратор выставки
Вернисаж

Нет, это не орнитологическая выставка, посещение которой снабдит вас информацией, какие птицы живут у нас на Севере, чем они отличаются от других. Выставка — художественная. Помимо живописи в экспозиции представлены фотографии, анимация, графика, декоративно-прикладное искусство художников и мастеров Северо-Запада – Великого Новгорода, Мурманска, Санкт-Петербурга, Череповца и, конечно, Петрозаводска. Виктория Зорина представила на выставке и свои работы. 

Галина Булганина, Великий Новгород. Мамочка
Алексей Макаров (Мурманск). Платье с птицами. Галина Кочкарёва. Птицы
Надия Миниахметова, Санкт-Петербург. Чайка
Алексей Лебедев, Санкт-Петербург. Страус
Светлана Георгиевская. Глухарь
Никита Моисеев. Ирий
Виктория Зорина. Синие птицы
Автор большого пера — Игорь Монахов

Через какое-то время, походя по залам, начинаешь понимать, что эти вольные птахи, живущие рядом с нами, чем-то похожи на людей. Их век недолог, они часто живут в грязных дворах, уставленных машинами. (Кстати, ни разу не видела голубя или хотя  бы ворону, которые присели бы отдохнуть на крыше какой-нибудь машины. К чему бы это? Неужели такие умные?) У них немало врагов, причем не только среди собак и кошек, но еще и среди мальчишек, автолюбителей. И все-таки они умеют радоваться жизни.

Может быть, поэтому выставка такая добрая, полная оптимизма, светлая. И философская: из птичьей жизни она обращает нас в нашу, человеческую. Поэтому выставка очень хорошо вписывается в атмосферу  предпраздничного ожидания – конца старого и начала нового года. 

У объекта Владимира Зорина «Клетка»

Как пишет искусствовед Мария Юфа, в работах заключены «… поэтические символы и метафоры, художественно-орнитологические исследования на грани науки и искусства, сюрреалистические фантазии». Выставка предлагает нам вместе с художниками восхититься птицами – удивительными и прекрасными представителями животного мира и «поразмышлять … о творчестве и свободе, об экологии и судьбах планеты, о самих себе и окружающем мире… Наконец, о бренности бытия».

Интернет, телевидение переполнены фотографиями, сюжетами о милых кошках и смешных собаках, иногда, очень редко, — о попугаях, самых популярных представителях птичьего мира. И это при том, что их много и они все такие разные. Хотя песен о птицах множество.

У меня несколько лет жил кенар Афанасий. В комнате, где  стояла его клетка, был телевизор, который он, как правило, смотрел. Но избирательно: не выносил ток-шоу, попсу, правда, и к классической музыке был равнодушен. Его любимой передачей была «Романтика романса». Когда она шла, часто  Афанасий начинал петь сам. Особенно ему понравилась передача, посвященная романсам на стихи Сергея Есенина. Не умолкал!

Выставка не умиляет, она знакомит нас с миром, о котором мы практически ничего или мало что знаем. Причем, происходит это  на языке художественных образов. Такой выставки в Петрозаводске, по- моему, еще не было.

Клетка
Валерий Кошелев. По мотивам каргопольской игрушки
Фотосерия Беллы Никоновой
Анастасия Чарина, Санкт-Петербург. Рацион
Андрей Чежин, Санкт-Петербург. Яйцо. Из серии «Кнопка и модернизм»
Анатолий Титов. Гусь
Алексей Лебедев и Надежда Белая, Санкт-Петербург. Отражение
На выставке

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version