Центральная мечеть Яунде. Внутрь нас не пустили, так как там располагался выборный пункт, усиленно охранявшийся. Да, день выборов в парламент республики — важное событие для африканской страны.
Милая охранница при мечети была очень похожа на героиню сериала «Полицейская академия».
Яунде — город с неожиданными панорамными видами. То мы видели очень даже симпатичные домики…
…то через 100 метров уже другая картинка открывалась перед глазами.
Или вот такой трэш на склонах холмов за домами.
Еще несколько десятков метров проехали и опять все прилично: зеленая травка, приятные дома, мусор отсутствует.
Два дня, проведенные в столице, подходят к концу. Теперь у нас переезд на поезде на север. Регион, куда мы едем, так и называется — Крайне-северный.
Ждем посадки на поезд в зале ожидания на вокзале. Железную дорогу задумали строить в Камеруне еще в период немецкого протектората, до Первой мировой войны. Но реально строили французы, а потом уже независимые камерунцы. Время прибытия на конечную станцию нигде не обозначено, так как путешествие от Яунде до Нгаундере может длиться от 13 до 18 часов. Это зависит от многих факторов: поломка паровоза, остановки на всех полустанках, попавшая под поезд корова… Мы ехали 15 часов.
Спальное купе на четверых. Реалии превзошли ожидания: я думала, что будет хуже. А тут и чистое (почти) белье, и открывающееся окно, и даже лесенка на верхнюю полку. Только столика нет. Стереотип о всеафриканском дискомфорте был бы изрядно поколеблен, если бы не бедлам, устроенный носильщиками при переносе багажа. Они схватили все наши чемоданы и стали толкать во все купе на верхние полки без разбора. При этом создавали встречные потоки по проходу. А чего стоило потом нам найти свой чемодан, перетащить в свое купе! Африка.
Мы приехали в город Нгуандере, регион Адамава. Здесь нас ждали автобусы. Компания подобралась международная: семья из Белоруссии, эрудит Леня из Украины, несколько москвичей и пара провинциалов. Мы прекрасно ладили между собой, совместное путешествие было весьма приятным.
Типичный сервис на вокзале.
Вездесущие мальчишки. Именно здесь мы впервые узнали, что мы — «насара». Так в дальнейшем нас приветствовали везде. Переводится это не просто «белый человек», а «белый человек, который постоянно суетится и торопится».
Центральная улица Нгуандере — города, третьего в Камеруне по количеству жителей. Здесь проживают порядка 300 тысяч человек. Очень мало на улицах машин — это привилегия обеспеченных камерунцев.
Район, по которому мы будем путешествовать, имеет небольшую плотность заселения. Здесь живут племена фульбе. В Камеруне два города-миллионника: Яунде и Дуала. Практически треть населения страны проживает в этих двух мегаполисах. А провинция живет в такого рода шалашах, построенных из самодельных кирпичей.
В Камеруне насчитывается до 240 разных племен, живущих в подобных поселениях. Такой африканский плавильный котел, стоящий на перепутье миграционных путей. С севера шли фульбе, а на юге в лесах жили пигмеи.
В воздухе все время стояла пыль от сухости. Мы сначала приняли ее за туман, но потом стало понятно, что такая взвесь будет нас сопровождать все время. В феврале продолжается сухой сезон с пылью — близость пустыни Сахары чувствуется.
Провинция Камеруна живет очень весело. Мы по дороге увидели в одной деревне пляски и песни: племя тупаки отмечало праздник урожая. Дамы в нарядных платьях ходили по кругу, и, приплясывая, крутили своими филейными частями тела. При этом, естественно. разливался алкоголь, нас они встретили очень тепло.
Африканские женщины в праздники очень красочно одеваются. В этом я с ними солидарна — женщина должна быть яркой!
Приезжаем в деревню племени дупа. Племя занимается сельским хозяйством, выращивает просо, кукурузу, овощи. Мужчины заняты заготовкой соломы, которая пойдет на крыши домов и заборы. Крыши приходится менять ежегодно — они быстро приходят в негодность.
Каждая семья отгораживает забором свое хозяйство, состоящее из нескольких построек различного назначения. Это и жилые домики с минимальной обстановкой, и хозяйственные постройки. Посередине участка площадка, где раскладывают урожай для просушки.
Племя дупа обычно скотоводством не занимается, но хрюши, видимо, не мешают растениеводству. Их не надо выгуливать — животинка самостоятельная, найдет сама себе прокорм.
Наш путь по племенам продолжается. Пришлось ездить по очень сложным дорогам, иногда выходили из автобуса, чтобы тот мог преодолеть препятствие. Кроме этого, территория, по которой мы едем, идет вдоль границы с Нигерией — самой опасной страны Африки. Здесь случаются нападения исламистской организации Боко Харам (Террористическая организация, запрещенная в России. — Ред.). Поэтому нашу группу сопровождал вооруженный спецназ.
Фото Лидии Винокуровой
Продолжение следует