Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. Вверх по Енисею, к Виктору Астафьеву

Никто лучше Виктора Астафьева, родившегося в этих местах, не описал характер Енисея и жителей, заселяющих берега реки. В его произведениях енисейцы мечтали поймать царь-рыбу. Мы увидели памятник огромному осетру и книге Виктора Астафьева.

Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о поездке в Сибирь. От Красноярских Столбов она отправилась вверх по Енисею и побывала на родине знаменитого писателя Виктора Астафьева в деревне Овсянка.

Красноярские Столбы. Если захочется полюбопытничать, что же у льва с тылу, то, обойдя его, мы увидим вот такую каменную инсталляцию, напоминающую ворота. Столбисты так и называют эту причудливость: «Львиные ворота».

 

Когда огромный великан играл в эти каменные кубики, один мегалит застрял между скалами. Так и висит до сих пор. И стоять под ним немного тревожно: вдруг пришло время ему провалиться. Но геологи, исследовав застрявшую каменюгу, пришли к выводу, что Львиные ворота представляют из себя монолит. Силы размыва и выветривания, удалив более слабый материал, открыли нашему взору эту удивительную причуду природы.

 

Этот столб получил название Перья. Практически отвесные скалы манят сюда столбистов за адреналином. На скалах мы видим памятные таблички с именами погибших…

 

Ежедневно у скалы Перья можно увидеть бойкого мужичка 70-ти лет — язык не поворачивается назвать его дедом — по имени Андроныч. Веселый персонаж этот Андроныч: прочитав небольшую лекцию по здоровому образу жизни, он всех собравшихся оповестил, что залезет по отвесной скале наверх за 3 минуты, а спускаться будет за минуту вниз головой. Этот трюк Андроныч продемонстрировал с большой сноровкой, а спускаясь, для большей напряженности зрителей бросился вниз головой с криком: «Мамочки!!». Вот такие они, столбисты. Народ отчаянный и бесшабашный.

 

Столбы — место силы, причем и силы духа тоже. Я считаю, что эта сила мне понадобилась, чтобы саккумулировать свои возможности и пройти нелегкий путь наверх. Вниз уже спускалось намного легче. Но поход в горы того стоил: невероятные пейзажи вызывают массу положительных эмоций.

 

На следующий день мы взяли в аренду машину и поехали вверх по Енисею. Мы планируем добраться до слияния Большого и Малого Енисеев, собственно, эта стрелка является официальной точкой отсчета величайшей водной артерии Сибири. Потом хотим вернуться на север до места слияния Енисея с Ангарой. Таким образом путешествие по Енисейской Сибири продолжается.

 

Первая остановка — панорамная точка. Обычный красноярский смог не дает возможности сделать четкий снимок Енисея. Но все равно понятна мощь и сила этой водной стихии.

 

Никто лучше Виктора Астафьева, родившегося в этих местах, не описал характер Енисея и жителей, заселяющих берега. В его произведениях енисейцы мечтали поймать царь-рыбу. Перед нами памятник огромному осетру и книге Виктора Астафьева.

 

Виктор Астафьев родился в 1924 году в деревне Овсянка, куда мы и приехали.

 

 

Дом, в котором родился будущий писатель, не сохранился. Музей располагается в доме его бабушки Кати, где Витя обитал с шести лет. Отца раскулачили и увезли на поселение, а он с матерью перебрался к бабушке.

 

В музее собрана коллекция крестьянской утвари того времени. Мы попали на первый день его работы после карантина. Сотрудники соскучились до такой степени, что даже охранник Николай Петрович демонстрировал нам экспонаты. Он показывает, как ловили рыбу в ночи острогой.

 

Николай Петрович живет всю жизнь в этой деревне, его мама с Астафьевым училась в школе. Гид нам достался великолепный, один из экспонатов — его собственные санки, переданные для экспозиции в музей. С юмором охранник нам позирует на этом транспорте.

 

Дом бабушки Кати не оригинальный, а реконструированный, но воссоздана обстановка 1930-х годов.

 

Маму Лидию Астафьев потерял очень рано. Лодка перевернулась, и она утонула, зацепившись косами за топляк.

Мальчика забрал к себе на поселение в Игарку отец, но мачехе ребенок оказался не нужен, и Виктор сбежал от них, скитался, попал в детский дом. Вот такое тяжелое детство было у писателя.

 

Пожив на Урале, в Вологде, Москве, в 1980 году Астафьев возвращается жить в Красноярск. А в Овсянке у него летний дом за зеленым забором, куда нас отвел наш персональный гид Николай Петрович.

 

Во дворе дома скульптура, изображающая писателя с женой. Виктор Астафьев уже на склоне лет писал, что такой женщины, как его жена, больше нет на свете. Марию Корякину он встретил в госпитале, где лечился от ранения. Вместе они прожили 56 лет.

 

В доме сохраняется эффект присутствия хозяев. В кабинете писателя все осталось на своих местах. Астафьев является лауреатом восьми различных государственных премий, том числе и посмертно. Его произведения любимы читателями до сих пор.

 

В этой деревенской гостиной писатель принимал многих именитых людей. И президенты тут бывали, и известные писатели, и космонавты.

 

Посидела в ротонде на скамеечке, где сиживал Виктор Павлович Астафьев. Мне глубоко симпатичны его личность и творчество. Вот посидела, подзарядилась сочинительской энергией.

 

Село Овсянка расположено на правом берегу Енисея. Если выйти на берег, увидишь дивные красоты. Берег Енисея выложен причудливыми красноватыми скалами. Люди, конечно же, придумывают названия этим каменным глыбам. Оказывается, отдельно стоящая скала называется Монах. Что-то в этом есть: фигура человека, слегка сгорбленного, с клобуком на голове.

 

Да, берега Енисея волшебной красоты. Неслучайно такой признанный  писатель, как Виктор Астафьев, вернулся сюда на склоне лет. Видимо, есть магнетическая сила в этих красных скалах.

Фото Лидии Винокуровой

Продолжение следует

Exit mobile version