Родина Синдбада-морехода, водные ворота для ленд-лиза, центр нефтедобычи
Петрозаводская путешественница Лидия Винокурова недавно побывала в Ираке. Она уже рассказала о Багдаде, где все очень неспокойно, Самарре, бывшей столице арабских халифов, древнем Вавилоне, Эль-Куфе и Эн-Наджафе. В этой публикации речь пойдет о Басре.
Столицу страны мы посмотрели, древнейшие руины планеты видели, к религиозным святыням ислама прикоснулись — теперь направляемся в регион, где сосредоточена иракская нефтедобыча. Басра — второй по величине город Ирака.
В Басре неспокойно, как и в Багдаде. Бастующие заставляют правительство подать в отставку. На текущий момент в стране безвластие. Военные объявили комендантский час. Количество кордонов увеличилось, останавливаемся для проверок очень часто.
Удивительно видеть женщин вне мечети, да еще в такое тревожное время . Они практически не ходят по улицам и рынкам. А тут куда-то собрались, а их почему-то задержали на КПП.
При подъезду к Басре все чаще встречаются крупные нефтедобывающие и нефтеперегонные заводы. Мировой рейтинг по добыче нефти информирует, что Ирак находится на пятом месте, ежедневно извлекая из недр 1 млн баррелей. По запасам же страна находится на четвертом месте в мире.
Итак, ворота в Басру — второй по населенности после Багдада город. Здесь проживают два миллиона человек. Город был основан в 636 году халифом Омаром как южный форпост арабского государства.
Мечеть Али ибн Абу Талиба — первая мечеть, построенная вне Аравийского полуострова. Это тот самый имам, могиле которого поклоняются в Эн-Наджафе. Есть легенда, будто бы его тело увезли не на одном верблюде, а на семи. Поэтому в семи мечетях предлагают помолиться могиле Али.
В эти тревожные дни в Ираке очень хорошо продаются триколорные флаги страны.
Стадион «Басра спорт сити» был построен для проведения в 2014 году Кубка наций Персидского залива по футболу. Однако турнир был перенесен в Саудовскую Аравию из-за озабоченности по поводу безопасности.
В Басре добывают почти 80% всей иракской нефти. Находится здесь и представительство российского Газпрома. В этом есть логика, ведь себестоимость иракской нефти чуть ли не самая низкая по мировым оценкам.
Басра на протяжении последних 20 лет была местом постоянных конфликтов. Началось с режима Саддама, здесь произошел мятеж, который был жестоко подавлен. Затем неоднократно бомбили во время американской агрессии, далее боевики…Поэтому город выглядит не очень ухоженным, грязным — будто жители уже смирились со своей невеселой участью.
Ан нет, все-таки есть улочки, которые содержатся в чистоте. Но это скорее исключение.
Дневной стихийный восточный рынок. Женщины как класс отсутствуют на этом празднике жизни.
Типичный жилой дом в спальном районе главного нефтяного монстра Ирака — Басры. Интересно, что соседняя страна ОАЭ, будучи на седьмом месте по добыче углеводородов, выглядит гораздо привлекательнее.
В старом городе сохранились кое-какие интересные постройки. При Саддаме Хусейне в Басре было построено два дворца лично для диктатора. Сейчас здания принадлежат военным, вход туда не предусмотрен.
Очень порадовал глаз парк развлечений.
Территория Басры разрезана многочисленными каналами и живописными мостами через них. Её часто называется «Венецией Востока». Но это, конечно, громко сказано.
Мост через канал напоминает парус корабля, на котором Синдбад-мореход, герой «Тысячи и одной ночи», отправился из Басры в большое плавание.
Современный мост через реку Шатт-эль-Араб, образованную от слияния Тигра и Евфрата. Через 55 км эта река впадает в Персидский залив. Раньше две древние исторические реки великого Междуречья самостоятельно и отдельно впадали в море. Но уровень Персидского залива постепенно снизился, и Тигр с Евфратом слились в общем потоке раньше.
Отсюда начинается порт Басры, который тянется почти на 140 км. Надо сказать, что через эти водные ворота во время Второй мировой войны завозились грузы от союзников в Советский Союз по ленд-лизу. А сейчас это зона бандитских разборок различных группировок, контролирующих отгрузку нефти и наркотиков.
Наш вавилонский друг в виде копии. С неотломанной мордочкой.
Сказочная красота Басры почти исчезла после многих лет оккупации, войны и ужасающей нищеты. Когда гуляешь в центре города, видишь сверкающие витрины магазинчиков. А поднимаешь глаза и удручает вид разрушенных верхних этажей домов.
Утром мы покидаем Басру. На выезде уже знакомые силуэты боевых машин. К этому даже привыкаешь за неделю.