Интернет-журнал «Лицей»

Мой дорогой Филитер

 

 

Я не то что не знала об этом предке – имени такого никогда не слышала. Пока не получила из архива копию его метрики. Он родился 30 декабря 1866 года. Именно этот день в святках – день мученика Филетера,  переводится с греческого как «дружелюбный».

 

 

Метрика Филитера Маурина. Здесь имя записано Филетер. А по словарям разные варианты: Филетер, Филитер, Филотёр
 
 
Имя настолько необычное, что музейный сотрудник, искавшая для меня документы, усомнилась, что правильно разобрала почерк. Филитер – двоюродный племянник Зиновия, праправнук Мартемьяна. Для потомков  бесценны такие имена – легче искать следы, оборвавшиеся в прошлом.
 
               
 
В этой московской церкви он был крещён. Закрыта в 1929-м. Большая часть разрушена. Службы не возобновлены
 
 
Крестил младенца в феврале уже  следующего года в церкви Воскресения, что в Барашах, в Москве на Покровке протоиерей Стефан Протопопов, как сказано в Интернете, один из авторитетнейших священников Москвы. Крёстный отец – мой прапрадед кавалергард Зиновий, новорождённый был сыном его двоюродного брата.
               
Незадолго до этого обнаружила в Интернете информацию, что Румянцевским музеем от Ф.Я Маурина были получены в дар две гравюры – русская и итальянская. А Филетер был сыном Якова Константиновича Маурина, неужели это тот самый человек? Или только тёзка, или ошибка в инициалах? Ведь неизвестно, выжил ли младенец Филетер и какова была его судьба, мог ли он быть этим самым дарителем.
 
 
 
Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учился 
 
 
 
Уже сто раз изученные адресные дореволюционные книги «Весь Петербург» обрадовали новой информацией. Оказалось, что в 1917 году Фелитер Яковлевич Маурин проживал на Кронверкском проспекте, обнимающем Петропавловку! Было ему в ту пору  50 лет, а, значит, очень вероятно, что гравюры подарил музею он.
               
 
 
Сергей Светославский (1857 — 1931). Из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества 1878. Холст, масло
 
 
Более ничего обнаружить на тот момент не удавалось. Тупик?
               
Шаг вперёд смогла совершить на днях. В Словаре псевдонимов русских писателей указано, что Филитер Яковлевич Маурин пользовался производными от своего имени псевдонимами Фир и Мар и числится в каталоге  МОДПиКа за 1929 год! Последнее – Московское общество драматических писателей и композиторов. Оказалось, уже в 1913 году он был членом Общества русских драматических писателей, которое позже и распалось на питерскую и московскую его часть. Прочту ли когда-нибудь новое послание своих предков из прошлого в будущее?
               
Радость моя была безгранична. «Пляшу и прыгаю», — написала я в Саратов сотруднице музея Чернышевского, помогавшей мне  в архивных поисках. Напомню, что когда-то двоюродная бабушка Филетера – Елизавета Яковлевна Маурина – соседствовала с  предками Николая Гавриловича Чернышевского, позднее те выкупили у неё участок. Тут и был построен дом, в котором родился автор романа «Что делать?», а моего прапрадеда кавалергарда Зиновия крестил дед или отец писателя. Заместитель директора музея бескорыстно пришла мне на помощь. На свете много отзывчивых добрых людей!
 
                
Отчет Московскаго публичнаго и Румянцовскаго музеев, 1902 год
 
 
Следующая мысль привела меня на сайт РГАЛИ – Российского государственного архива литературы и искусства. Место, где хранятся рукописи Пушкина и Лермонтова, записные книжки Ахматовой, где не раз бывал Ираклий Андроников, чьи рассказы о литературных поисках были ещё в юности моим любимейшим чтением! Надежд немного, но упрямства, упорства и педантичности у меня хоть отбавляй. И они вознаграждены новой находкой! Вновь восторг, вновь смешение радости, торжества и ненасытного желания погружаться в жизнь другого человека всё глубже и глубже! Никакой пазл не сравнится по увлекательности с этой игрой – построением портрета предка, бережным  проявлением его характера, судьбы, нащупыванием в темноте прошлого родных черт… Так хочется понять, каким он был и для чего  жил, что постиг на своём опыте и что хотел объяснить нам, идущим следом, от чего предостеречь, чем поделиться… Ведь это был живой человек, а не только имя в старой метрике.
 
Оказалось, что в РГАЛИ имеется личное дело Филетера Яковлевича, в нём лишь четыре листочка и годы охватывает ранние – 1884-1886. Филетеру всего восемнадцать – двадцать лет, что же могло происходить тогда важного, что эти бумаги хранятся в таком архиве?!
                   
Уже отправила заказ на копирование, моментально получила положительный ответ, уже жду с огромным нетерпением.
 
 
 
 
Дом 69, в котором он жил в 1917 на Кронверкском проспекте, стоит и поныне. Совсем рядом с Петропавловской крепостью 
 
 
 
А пока догадалась выяснить с помощью всезнающего Интернета, в каком фонде хранится дело Филетера. Удивлению моему не было предела, когда оказалось, что это личные дела студентов… Московского Училища живописи, ваяния и зодчества!! Всего несколькими годами раньше там  учился Левитан, его дело в этой же описи!
                     
Близится 30 декабря – дата, записанная в метрике. День святого Филитера наступит по новому исчислению 12 января. Стрелки вечности делают 145-летний оборот, он как будто рождается заново,  мой четвероюродный прадед, дорогой мой Филетер Яковлевич! И сладко  замирает сердце от предвкушения продолжения этой удивительной  рождественской истории.
 
 
 
 
 
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
 
А.С. Пушкин

 

Exit mobile version