Где Карелия, а где Аргентина? Удивительно!
Воскресный променад получился случайным, хотя такое событие надо запланировать и ожидать, предвкушая удовольствие. 4 сентября зашла в уютный Дом Кантеле, где проходил Марафон кантелистов, посвященный дню рождения основателя и первого художественного руководителя ансамбля Виктора Гудкова и юбилею самого ансамбля.
Судя по афише, шла вторая программа из трех заявленных в этот день. Вначале нам показали слайд-фильм «Кантелисты ансамбля «Кантеле»: фотохроника десятилетий». Живу в Карелии давно, а ничего об истории ансамбля не знала и на концертах-то была пару раз. На сайте ансамбля прочитала об этом дивном инструменте: кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот. Но это я уже потом, вечером прочитала дома.
А пока, устроившись в уютном кресле, жду музыку.
И она зазвучала. Выступали дети, в основном девочки, из Петрозаводска, Олонца, Пряжи. Серьезные, тщательно одетые и причесанные, взволнованные, они по очереди выходили на сцену. Музыковед рассказывала о каждом как о взрослом артисте: когда и почему появилась любовь к кантеле, каких успехов добился музыкант, над чем работает сейчас с преподавателем.
У всех детей на удивление изящные пальцы. Они стали легонько перебирать струны, и от музыки душа запела, старина прекрасная почудилась. Так бы слушала и слушала!
Начал старый Вяйнямёйнен;
Он на кантеле играет.
Пальцы тонкие он выгнул,
Приподнял большие пальцы.
Зазвенела тут береза,
Тут зеленая запела,
Пела золото-кукушка
Нежно пел девичий голос.
А девушки и впрямь были нежные и красивые и, судя по исполнению, очень трудолюбивые. Знаю, каким трудом дается музыкантам успех (эх, парни, вот где надо искать невест!). И еще что тронуло – одухотворенность лиц исполнителей: отрывается от струн, смотрит в зал – взгляд не на зрителей, а в саму музыку.
А вот чего не ожидала, так это исполнения на кантеле произведений Великого Астора — Астора Пьяццоллы, аргентинского музыканта и композитора, родоначальника стиля, получившего название танго нуэво. Где Карелия, а где Аргентина? Удивительно! И танго я обожаю. В общем, удовольствие это необыкновенное — аргентинские мотивы в Доме Кантеле.
А звезды программы, получив благодарственные письма от директора Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Лилии Степановой с напутствием укреплять братство кантелистов в Карелии, одевались, выходили на улицу и становились обыкновенными детьми. И никто из прохожих не догадывался, наверное, что этот человечек только что творил золотые звуки на прекрасном инструменте.
Фото автора