Интернет-журнал «Лицей»

Пьяццолла в Доме Кантеле

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Где Карелия, а где Аргентина?  Удивительно!

Воскресный променад получился  случайным, хотя такое событие надо запланировать и ожидать, предвкушая удовольствие. 4 сентября зашла в уютный Дом Кантеле, где проходил Марафон кантелистов, посвященный дню рождения основателя и первого художественного руководителя  ансамбля Виктора Гудкова и юбилею самого ансамбля.

Судя по афише, шла вторая программа из трех заявленных в этот день.  Вначале  нам показали слайд-фильм «Кантелисты ансамбля «Кантеле»: фотохроника десятилетий». Живу в Карелии давно, а ничего об истории ансамбля не знала и на концертах-то была пару раз. На сайте ансамбля прочитала  об этом дивном  инструменте: кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот. Но это я уже потом,  вечером прочитала дома.

А пока, устроившись в уютном кресле, жду музыку.

И она зазвучала. Выступали дети, в основном девочки, из Петрозаводска, Олонца, Пряжи. Серьезные, тщательно одетые и причесанные, взволнованные, они по очереди выходили на сцену. Музыковед рассказывала о каждом как о взрослом артисте: когда и почему появилась любовь к кантеле, каких успехов добился музыкант, над чем работает сейчас с преподавателем.

У всех детей на удивление изящные пальцы.  Они стали легонько перебирать струны, и от музыки  душа запела, старина прекрасная почудилась. Так бы слушала и слушала!

Начал  старый Вяйнямёйнен;
Он на кантеле играет.
Пальцы тонкие он выгнул,
Приподнял большие пальцы.
Зазвенела тут береза,
Тут зеленая запела,
Пела золото-кукушка
Нежно пел девичий голос.

А девушки и впрямь были нежные и красивые и, судя по исполнению, очень трудолюбивые.  Знаю, каким  трудом дается музыкантам успех (эх, парни, вот где надо искать невест!). И еще что тронуло – одухотворенность лиц исполнителей: отрывается от струн, смотрит в зал – взгляд не на зрителей, а в саму музыку.

А вот чего не ожидала, так это исполнения на кантеле произведений Великого Астора  — Астора Пьяццоллы, аргентинского музыканта и композитора, родоначальника стиля, получившего название танго нуэво. Где Карелия, а где Аргентина?  Удивительно! И танго я обожаю. В общем, удовольствие  это необыкновенное — аргентинские мотивы в Доме Кантеле.

А звезды программы, получив благодарственные письма от директора Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Лилии Степановой с напутствием укреплять  братство кантелистов в Карелии,  одевались, выходили на улицу и становились обыкновенными детьми.  И никто из прохожих  не догадывался,  наверное, что этот человечек только что творил золотые звуки на прекрасном инструменте.

Фото автора

 

 

Exit mobile version