Интернет-журнал «Лицей»

Революция и футбол

Карельский футбол отметил свое столетие. Это могло быть так
Карельский футбол отметил свое столетие. Это могло быть так

На днях карельский футбол достойно отметил свое столетие. Точкой отсчета стал первый футбольный матч, который состоялся 13 октября (по старому стилю) 1917 года. В заводской Ямке состязались местные семинаристы и 1-я Петрозаводская команда «Спорт», состоявшая из местных гимназистов. Футболисты-гимназисты забили в ворота воспитанников местной духовной семинарии 6 безответных мячей. Этот факт установил карельский футбольный статистик Геннадий Колосов. Он нашел в газете «Мурманский путь» заметку об этом событии.

 

Вот так! В Петрозаводске за десять дней до Великой революции борьба идет на футбольном поле. Судьба России решалась в столице. Провинция спала, пила чай. В Национальном музее Карелии на выставке, посвященной революции в Петрозаводске, неслучайно в уголке мещан поставлен огромный самовар. Все было очень буднично. Повседневная жизнь горожан, а тем более крестьян, практически не менялась. Тихо и мирно играли в футбол. А в это время стрелка часов истории стремительно приближалась к часу икс.

Великой и пафосной революцию сделал Сергей Эйзенштейн, снявший в 1927 году первый художественный, правда, еще немой фильм «Октябрь»,  роль Ленина в котором сыграл рабочий Никандров. Штурм Зимнего снят талантливо и красиво, но с действительностью фильм не имел ничего общего. Да и большинство жителей Петрограда, по воспоминаниям Н.А.Бердяева, узнали о приходе большевиков к власти из газет и через несколько дней. В ту ночь они мирно спали. Многие мемуаристы отмечают, что все решила тысяча гвардейцев Л. Троцкого – спецназ, как сказали бы сегодня.

Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь», 1927 год

В Петрозаводске играют в футбол. А в это время Ленин бомбит ЦК письмами «Большевики должны взять власть»: Сейчас или никогда! Будущее революции поставлено на карту! История нам не простит! Промедление смерти подобно! Комбинированной атакой с суши и моря взять…!» Клеймит «предателей Каменева и Зиновьева», предлагавших дождаться законного съезда… Какая там законность, когда в руках сила – армия.

Вид на Александровский завод. В футбол в 1917-м могли играть здесь. Фото  Прокудина-Горского, 1916 год

В Петрозаводске впервые играют в футбол. А Джон Рид записывает в этот день: «Большевики уже почти не едят и не спят. Каменев и Зиновьев выступают перед рабочими и солдатами по 6, по 8, по 12 часов в день!». Троцкий почти не выходит из цирка (самый большой зал). Полк заходит в цирк и после его речи солдаты уходят с красными бантами. Полки идут один за другим…

В Петрозаводске впервые играют в футбол. А Керенский заседает с Временным правительством до двух ночи. Пытается усилить охрану Зимнего, но казаки на помощь не придут.

В Петрозаводске играют в футбол. А Ленин через несколько дней идет в Смольный. Он туда просто пришел. Больной зуб и повязка, закрывшая лицо – выдумка кинематографистов. Оказавшись в Смольном впервые, он ищет своих, но случайно попадает на совещание меньшевиков. Михаил Зыгарь, на основе воспоминаний очевидцев,  пишет, что его там принимают за голодного рабочего и предлагают бутерброд с колбасой. Вождя знала в лицо узкая горстка людей…

Все было буднично, прозаично в семьях людей, которые хотят мирно жить, работать, растить детей. Но их судьбу решают «творцы» истории, «повара» идеологий, адепты и технологи учений и «химики» социальных экспериментов. Люди о случившемся в истории узнают последними. Проснувшись или наигравшись в футбол.

 

 

Exit mobile version