Афиша Петрозаводска, Новости

Как француз не понял Россию

Мысль о современности оперы «Карельский пленник» стала лейтмотивом пресс-конференции в Музыкальном театре РК.

Участники пресс-конференции (слева направо): Елена Ларионова, Михаил Гольденберг, Александр Петров, Вячеслав Окунев. Фото Натальи Мешковой
Участники пресс-конференции (слева направо): Елена Ларионова, Михаил Гольденберг, Александр Петров, Вячеслав Окунев

 

По словам режиссера-постановщика Александра Петрова, в либретто оперы современны целые страницы об устройстве жизни в России. Он назвал Шарля Лонсевиля, главного героя оперы, первым декабристом. Консультант постановки, директор Национального музея РК Михаил Гольденберг сказал:

— Люди, которые занимались постановкой, не антиквары, им интересна современность. Произведение о том, как француз не понял Россию. Разве это не актуально сейчас?

Опера «Карельский пленник» создана по повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля»,   действие которой разворачивается в Петрозаводске после окончания Отечественной войны 1812 года. Автор либретто — Ольга Погодина-Кузмина.

Директор театра Елена Ларионова подчеркнула: опера создана «по мотивам повести».  Михаил Гольденберг напомнил слова Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». Он предупредил реакцию краеведов:

— Погодите доставать камни из-за пазухи по поводу исторической правды. Паустовский придумал историю на основе исторического факта: иностранные военнопленные после Отечественной войны работали на Александровском заводе в Петрозаводске, правда, французов среди них было мало.

Художник-постановщик Вячеслав Окунев, много работающий в Музыкальном театре Карелии, рассказал, что отнесся к постановке этой оперы «как к вполне классической работе». Партитуру петербургского композитора Ильи Кузнецова назвал «очень интересной». Для ее воплощения Окунев воспользовался кинематографическим приемом, создав кинетическую конструкцию с использованием видео-арта.

Режиссер Александр Петров, отвечая на вопрос «Что было самым сложным в этой работе?», назвал поиск музыкальной интонации персонажей оперы. На его взгляд, композитору это удалось.

Оперу «Карельский пленник» Илья Кузнецов написал по заказу Музыкального театра РК, который, о чем сказала в начале пресс-конференции Елена Ларионова, испытывал нужду в национальной постановке. Композитор побывал в наших музеях, знакомился с фольклором Карелии. В знании фольклора нашего края можно было убедиться на репетиции, которую мы увидели после пресс-конференции.

Опера «Карельский пленник» поставлена благодаря федеральному гранту. Ее премьера состоится 17 и 18 ноября.

Интервью с режиссером Александром Петровым здесь