Афиша Петрозаводска, Дом актёра, Культура

Паустовский впервые на оперной сцене

Режиссер Александр Петров. Фото Виталия Голубева
Режиссер Александр Петров. Фото Виталия Голубева

В Музыкальном театре готовится премьера оперы, сюжет которой тесно связан с историей Петрозаводска и всей России. Опера «Карельский пленник» создана по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля». Событие неординарное – совсем нечасто музыкальное произведение пишется по заказу театра.

Воплотить его на сцене приглашен известный петербургский режиссер Александр Петров, автор множества оперных постановок на российских и европейских сценах (в Петрозаводске многим памятен его спектакль «Скрипач на крыше»). Он имеет огромный опыт работы с современными композиторами и успешных постановок оригинальных авторских спектаклей. После одной из репетиций Александр Васильевич рассказал о разных аспектах работы над новой постановкой.

 

О первоисточнике

Я с детства помню стоявшую у нас дома книжечку в темно-зеленом переплете с корешком в виде пограничного столба и с заглавием «Судьба Шарля Лонсевиля». Она всегда стояла отдельно, хотя у нас было собрание сочинений Паустовского. И вот через шестьдесят лет эта книга вновь вошла в мою жизнь, уже как литературная основа будущего спектакля.

Оказалось, что произведение не утратило общественного звучания, актуальности, что в нем существуют непреходящие темы. Некоторые монологи героев написаны как будто вчера!

 

О либретто

При воплощении в музыкальном театре любое литературное произведение претерпевает изменения, порой значительные. Либретто оперы написала Ольга Погодина-Кузмина, киносценарист, автор балетных либретто. Это ее первый опыт работы над оперой, но уже первый вариант текста был написан очень хорошим «пушкинским» белым стихом, так что наша совместная работа пошла плодотворно. Хотя и нельзя сказать, что быстро. Почти год мы обдумывали перипетии сюжета.

В нем возникла тема любви, необходимая в музыкальном театре. Появились новые персонажи: Наталья – воспитанница горного начальника Армстронга, полюбившая французского пленного офицера, Каменский – добивающийся ее руки городничий. Этот треугольник – Лонсевиль, Наталья, Каменский – движет действие. Было желание соединить Наталью и Лонсевиля, но мы отказались от этой идеи – любовь не состоялась, осталась неразделенной.

Смерть настигает героя в самый неподходящий момент, внезапно, и обнаруживает душу справедливого человека, чья простая и непростая в то же время жизнь прожита на чужбине и прожита честно. Все заканчивается литургией – жизнь продолжается на небесах.

 

О музыке

Нет ничего сложнее, чем написать новую оперу, которая была бы жизнеспособной и востребованной публикой. Это невероятно трудно и сложно. Но имя композитора у меня возникло сразу: с петербургским автором Ильей Кузнецовым мы уже сотрудничали, его опера «Шинель» в театре «Зазеркалье», которым я руковожу, шла несколько лет с очень большим успехом. Это серьезный композитор, владеющий формой, вокальным языком, умеющий создавать образы, которые заставляют сердце биться по-другому.

Одно из самых приятных ощущений, возникших у меня в процессе постановки: партии нравятся артистам, они хотят их петь, хотя современная музыка часто оставляет певцов равнодушными. У каждого героя есть своя история, которую можно проживать, мысли и чувства, которые можно донести до зрителей.

 

О зримом образе спектакля

Его создает очень талантливый театральный художник Вячеслав Окунев в содружестве с художником по свету Ириной Вторниковой. Скупыми средствами будут обозначены разные пространства, места действия: лес, завод, бальная зала…

 

Об истории

Среди действующих лиц есть исторические персонажи, причем в опере их стало больше, чем в книге. В сцене пожара Москвы в начале оперы появляется Наполеон, и здесь хорошо найден драматургический ход: это прежде всего человек – проигравший, мятущийся, больной, с затравленной совестью, видящий во снах своих погибших солдат, понимающий бессмысленность того, что произошло. Мы видим его человеческую драму, и такой подход дает возможность уйти от карикатурности и штампа в изображении Бонапарта.

То же самое происходит и с Александром I, который, оказываясь перед необходимостью покарать человека, обращается к самому себе, к чувству собственной вины (в гибели отца) и в конце концов дарует пленному офицеру свободу, – так что и этот образ будет далек от «медального профиля».

Горный начальник Александровского завода Армстронг будет во многом таким, каким он показан у Паустовского, – человеком с тяжелым характером, в чем-то справедливым, в чем-то подобострастным, при этом занимающимся передовым производством.

Генерал Ламсдорф – собирательный образ потомка петровских чиновников из обрусевших немцев, многое перенявших от русских, фигура во многом комическая, но тем не менее человек жестокий и безжалостный.

 

О связи с фольклором

Эта тема будет обязательно: колдуны, лесные люди, ворожба, святки, гадание, – ведь все это существовало в Карелии в былые времена. Шаманство было не только на Алтае, но и в Карелии, я много читал об этом. И как параллель этой реальности на сцене возникнет кантеле в руках у слепой девушки – как аллегория природы, ее предчувствия всех событий, внутреннего зрения и провидения.

Записала Юлия Генделева

 

Премьера оперы «Карельский пленник» состоится в Музыкальном театре 17 и 18 ноября.

 

image description