Интернет-журнал «Лицей»

Трудный диалог, или Что нам делать с подростками

Фото: smolnarod.ru
Фото: smolnarod.ru

Люди  возмущаются, предлагают наказывать подростков, пороть и даже… убивать. Но воевать с молодыми — проигрышное дело. Такой реакции они и добиваются, чтобы хоть как-то на них обратили внимание!

В Петрозаводске отмечается множество случаев вандализма: разрисовываются надписями дома, в том числе свежепокрашенные, в подземном переходе  разбиты видеокамеры, в Губернаторском парке сломан фонарь… Соцсети переполнены гневными комментариями взрослых в адрес подростков, хотя не всегда они виновники. «Лицей» попросил прокомментировать эти случаи известного педагога Светлану Артемьеву, которая не в теории, а на практике знает, как надо работать с трудными подростками.

Давно не выбирались в центр города. Вчера прошлась по набережной и центральной улице. Обезображенные надписями дома центральной улицы повергли в шок.

Подумала, что раньше молодые проявляли свои художества в подъездах, но теперь подъезды перекрыты домофонами; во дворах ломали скамейки,  но во многих дворах  стоят ограждения и шлагбаумы; даже  в школах перестали парты портить. Видеонаблюдение, контроль взрослых в школе, сборы денег с родителей на ремонт — школьное имущество в какой-то степени стало восприниматься как свое, а не чужое.

Еще подумала, как же трудно сейчас в нашем городе складывается диалог взрослых с молодежью, если последние вышли  уничтожать красоту центральных фасадов.

Прочитала в социальных сетях — люди  возмущаются, обзывают подростков, предлагают наказывать, пороть, даже убивать.

Оправданны ли такие эмоции? Думаю, нет, воевать с молодыми — проигрышное дело. Такой реакции молодежь и добивается, чтобы хоть как-то на них обратили внимание!

Наказаниями без исправления ситуации делу не поможешь.  Исправление  ситуации – реальный выход для улучшения общежития в городе. Нужен уважительный  к молодежи диалог наравне, а не диалог «Чего изволите?»: надо нащупать их  болевые точки, пойти на примирение и снять напряжение. Молодежь не глупая у нас, если  она увидит свет в конце тоннеля своих проблем, ей будет не до создания проблем взрослым.

За этими безобразными письменами стоят конкретные люди, на которых молодежь обижается. Важно понять,  кто и о чем хочет поговорить со взрослыми. И не ошибиться в выборе, потому как неправильно выбранная тема ни к чему хорошему не приведет.

Взрослые знают эти темы,  но не хотят диалога, ведь он потребует от взрослого мира  жить в соответствии с требованиями молодежи — имею  в виду общественно полезные требования.

Взрослым нужно перестать обесценивать труд других взрослых, тогда  предметы перестанут терять свою ценность. Молодежь станет ценить их,  понимая, что их не так легко заменить. Возникнет  психологический барьер  перед тем, чтобы их портить. Этакий механизм сохранения. Учить же  молодых, какими они должны быть, а поступать по-иному — фальшь, которую невозможно заретушировать.

Подумала еще вот о чем. В мои юношеские  годы было много хороших путей для самоутверждения перед миром и друзьями. Сейчас взрослые сузили круг таких возможностей, создали недосягаемую планку: все должны быть асами в науках, все должны быть стрессоустойчивыми,  все должны быть с хорошей биографией и много чего еще другого, что отбрасывает большую часть молодежи на обочину.

Попытки молодых «с обочины» (а на обочину попадают подростки и из вполне благополучных семей) поднять свой статус в обществе натыкаются на формализм и равнодушие взрослых – родителей, педагогов, руководителей на работе,  даже  сверстников. Деструктивная агрессия не является первичной, если человек психически не болен. Я здесь говорю о нормальной, психически здоровой молодежи. Жаль, что многие взрослые  замечают эту молодежь только тогда, когда она мешает им жить хорошо.

Тревожность, агрессия, неопределенность и страх царят в обществе. Как же они могут быть другими?

В центре города  заметила не так мало плохо одетых людей 16-19 лет, с голодными взглядами. Может, день такой выдался. Но подумала еще и о том, что времяпрепровождение  молодежи, которая воспитывается в семьях   с конфликтными внутрисемейными отношениями, летом практически не организовано. Взрослый может развестись и уйти, а куда деваться подростку? Он идет на улицу и с чувством злости вглядывается в лица веселых прохожих, которые с огромными сумками добра вываливаются из торговых центров.

Молодежь, доходящая до вандализма, никогда не признается  ни себе, ни окружающим, что она несчастлива.
Ее вандализм нужно осудить, но не ее саму.

Давайте  мы, взрослые  не будем рубить сук, на котором сидим, не будем  агрессивны к молодым, будем меняться   вместе с ними, исправляться, менять отношение  к себе,  людям, окружающему миру. И даже если у нас не все будет сразу получаться, ребята нас поймут, они быстрее станут лучше нас. И город станет чище и добрее.

Exit mobile version