День 1 июля 2009 года можно назвать началом новой главы в истории карельского балета. Поклонники этого жанра шли в обновленное здание театра как на праздник. Да почему как? Это действительно был праздник, и действительно было настоящим открытием здания театра после ремонта для зрителей, поскольку в день республики, когда храм Мельпомены официально распахнул свои двери, попасть вовнутрь смогли лишь избранные обладатели пригласительных билетов. Народ же остался у стен храма наблюдать за пожирателями огня и дурашливыми скоморохами. Да и гала-концерт скорее можно назвать генеральной репетицией, чем полноценным спектаклем. И вот свершилось – петрозаводчане увидели балет Кирилла Симонова на музыку Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Кирилла Симонова вполне можно отнести к плеяде приходящих хореографов, которые, может, не столь имениты в силу возраста или таланта, но пытаются найти свой пластический язык танца. Они есть в каждой стране. Они мало похожи друг на друга, но что-то незримое объединяет их творчество. То ли какая-то скрытая, а иногда и явная ирония, то ли «безбашенность», то ли желание поразить публику чем-то неожиданным, чего никогда не было.
1 июля, когда Ромео и Джульетту танцевали литовские артисты Эгле Шпокайте и Мартинас Римейкис, Симонов на поклоне показал публике язык. Это произошло столь быстро, что редкие наблюдательные зрители терли глаза, силясь понять: так было это на самом деле или показалось? Никогда не знаешь точно, серьезно Симонов ставит свои балеты, или шутит со зрителем. В них много пафоса и юмора одновременно. И нет-нет, среди классических па проскочит в кордебалете движения из рок-н-ролла. Или танцоры вдруг запоют что-то нестройными голосами.
К слову сказать, когда-то Симонова пытались уличить в том, что где-то он похож на Пину Бауш, где-то виден в его балетах след Маца Эка… Но у Пины Бауш в постановках, как известно, если уж присутствует земля, то торфом завалена вся сцена. Если уж идет дождь, то вода льется потоками с потолка. В балете «Ромео и Джульетта» давали все это дозировано, ровно столько, чтобы не испортить отремонтированный за большие деньги Музыкальный театр.
Джульетта в пышной юбочке горохами с широким красным поясом во время своего появления на балу очень напоминает героиню фильма «Ститляги» Пользу, особенно в исполнении Эгле Шпокайте – этакая немного усталая от жизни, скучающая и знающая свою женскую силу, не юная, но все еще мечтающая о настоящей любви… Джульетта Алевтины Мухортиковой иная. Многие зрители отмечали, что наши молодые танцоры, может быть, и уступали именитым прибалтам технически, но проживали свои роли искреннее и трогательнее. Во второй день премьеры петрозаводчане увидели в роли Ромео Анатолия Скуратова, а в следующем сезоне нас ждет еще один дебют – партию влюбленного юноши исполнит Семен Рубан, который в первых показах балет танцевал Париса – жениха Джульетты. Но, пожалуй, Владимир Варнава, гибкий и подвижный как ртуть, перетанцевал всех вокруг. И умер с улыбкой на лице также обаятельно, как жил. В балете Симонова все умерли. И женщины в великолепных нарядах от литовской художницы Стефании
Тема любви вообще очень любима Симоновым. Практически каждая его постановка об этом. Или о том. О разной любви, которая меняет свои лики в человеческом мире, но всегда чему-то нас учит. Балет «Ромео и Джульетта» о людях, которые любили друг друга и умерли в один день, но жили недолго и несчастливо. И все-таки, даже зная, что их союз не может быть счастливым, позволили чувствам вырваться наружу. Помните, как в сказке Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»: «Слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец». И, в конце концов, не важно, застрелилась Джульетта, выпила яд или убила себя ударом ножа в грудь. Трагедия Шекспира всегда будет нам напоминать об истинных чувствах, как бы не менялся классический сюжет.