При поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» Государственная академическая хоровая капелла России имени А. Юрлова выступила в Карельской филармонии. Накануне концерта в Петрозаводске хор совместно лондонским оркестром «Филармония» участвовал в мировой премьере оперы Д. Шостаковича «Оранго». После концерта в нашем городе артисты отправились в Великий Новгород готовиться к исполнению «Военного реквиема» Бриттена с лондонским филармоническим оркестром, потом снова в Москву.
«У нас напряжённый график, но так и должно быть, – говорит Геннадий Дмитряк, – у коллектива такого высокого уровня должно быть много выступлений».
Геннадий Александрович Дмитряк возглавляет Капеллу с 2004 года. Его считают одним из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров, музыкантом большой творческой энергии, преданным развитию русского вокально-хорового искусства, которому удалось качественно повысить исполнительское мастерство Капеллы и значительно расширить сферу ее концертной и просветительской деятельности.
Геннадий Дмитряк дал нам интервью.
– Геннадий Александрович, вы приехали в день концерта сегодня днём, вот закончилась репетиция и через пять минут уже нужно снова быть на сцене. У вас всегда такой график? Как удаётся быть в хорошей форме?
– Знаете, это настоящая профессиональная жизнь артиста. Если человек хочет только отдыхать и думать, что устал, то артиста из него не получится. Артист должен понять, что его жизнь на сцене, и сцены должно быть как можно больше!
График профессионального концертного коллектива такого высокого уровня, каким является Капелла, всегда напряжённый. Накануне мы давали один из самых важных концертов в сезоне: с лондонским оркестром «Филармония» под управлением замечательного дирижёра из Финляндии пели оперу Шостаковича «Оранго». Она была начата композитором, но почему-то не завершена. Мы нашли эти записи в архивах, отреставрировали их – и вот в Москве состоялась мировая премьера этой оперы. Концерт закончился в девятом часу вечера, а в десять мы уже сидели в поезде на пути к вам.
– Как в вашем гастрольном графике оказался Петрозаводск?
– Мы очень любим гастролировать. Я всегда прошу и Московскую филармонию, и Министерство культуры – организации, от которых зависит наша деятельность – делать нам гастроли по России. 3 июня мы будем выступать в Смоленске, 6 июня – в Рязани, 27 июня – в Брянске. Для кого же нам ещё петь русскую духовную музыку, русскую народную песню как не для своих российских слушателей?
– В Петрозаводске вы впервые. Для знакомства с нашим городом, публикой подготовили какую-то особую программу?
– У вас мы ещё не были, поэтому привезли тот репертуар, который мы считаем самым русским – «Всенощное бдение» С. Рахманинова, современная хоровая классика, русская народная песня. Это основа нашего репертуара.
Репертуар же у нас огромный, просто безразмерный! Мы поём всё, начиная с Баха, заканчивая Рахманиновым, Свиридовым, Бриттеном, Бернстайном, Щедриным.
– Дирижируя таким огромным коллективом, кем вы себя чувствуете? Отцом семейства или руководителем небольшого государства?
– Для меня они, конечно, дети! У нас молодой коллектив, они замечательные музыканты и хорошие люди. Я их очень люблю! У всех прекрасное музыкальное образование: ребята окончили либо Московскую консерваторию, либо Российскую академию музыки имени Гнесиных, либо Академию хорового искусства имени Виктора Попова.
В нашем хоре огромное количество, если не половина, артистов из других городов. К нам приезжают из Нижнего Новгорода, Казани, Чебоксар… Сначала они становятся лучшими в своих городах, затем понимают, что их зовёт Москва, что они хотят выступать на лучших сценах, хотят более интересной жизни… Я уважаю их за этот выбор. Так что наш коллектив – это вся Россия.
– Попасть к вам – огромная честь. Насколько серьёзный отбор вы ведёте? Какие качества артиста принимаете во внимание в первую очередь?
– У нас достаточно серьёзный конкурсный отбор. Музыкант должен многое уметь, знать, любить хоровое пение, но прежде всего, он должен быть интересным и хорошим человеком.
Я руковожу коллективом уже десять лет и не помню, чтобы кто-то с кем-то поссорился или грубо ответил. За эти годы в Капелле произошла смена поколений, артистов, которые приходили ко мне, я подбирал в соответствии со своими представлениями о его предназначении.
– Вы сразу видите, что к вам пришел тот человек, который вам нужен?
– Талантливого человека видно всегда. Талант видно по глазам, по отношению к репетициям… Вот в концерте пела Настя Талдыкина, которая приехала в Москву из Саратова десять лет назад. Она – выпускница Саратовской консерватории, с очень хорошими данными, Настя очень выросла в Капелле, и сейчас она наша ведущая солистка, настоящий профессиональный музыкант.
– Какой стиль руководства вы используете, чтобы добиться максимального эффекта в воспитании высокопрофессиональных артистов?
– В одной книге было написано, что дирижёр обладает такой силой, какой не обладает ни один диктатор, но артист подчиняется дирижёру добровольно, и у хорошего дирижёра власть над артистами безгранична. Плохой начинает действовать в приказном порядке – кричать, топать ногами, наказывать, выгонять… Это путь в никуда.
Замечательный дирижёр владеет хором, оркестром, музыкантами благодаря своему авторитету, харизме. Он умеет подчинить себе артиста на добровольной основе и с его помощью воплотить музыкальный образ. Ведь дирижёр не имеет контакта с инструментом, он может только через артиста передать свой замысел, свою музыкальную идею. Для этого артиста подчинить нужно загипнотизировать, но гипноз никогда не сопровождается администрированием, стуком, грохотом.
– Должны ли быть в зале какие-то особые условия, чтобы принять такой коллектив, как Хоровая капелла имени А. Юрлова?
– Нужен хороший зал с хорошей акустикой. Кстати, у вас очень хороший зал, деревянные пол и сцена, очень хорошо слышно, удобно петь. Но в вашем зале не хватает уюта, я бы повесил вам красивые люстры, чтобы создать у публики ощущение праздника.
Фото автора