Интернет-журнал «Лицей»

«Мечтаю спеть Кармен»

В активе солистки Музыкального театра РК Дианы Гришиной 12 побед на всероссийских и международных конкурсах 
 
Что должно произойти в судьбе, чтобы захотелось стать профессиональной певицей? Достаточно ли услышать по радио неповторимый голос великого певца? Или собственным пением растрогать до слез известного композитора? А, может, рецепт удачной карьеры включает и то, и другое, и обязательно – лукавую улыбку судьбы.
 
{hsimage|Диана Гришина ||||} Не будем предполагать и фантазировать, а просто поговорим об абсолютно реальных этапах биографии певицы Дианы Гришиной. Услышав в детстве по радио голос великого артиста Павла Лисициана и его «Плачьте» из «Травиаты» девочка от восхищения плакала у приемника и уже в семь лет решительно выбрала себе будущую профессию. Родители о таком намерении даже не подозревали, поскольку знали о шуточном желании дочери быть президентом.
 
Но даже решив стать певицей, Диана никак не могла предположить, что спустя несколько лет судьба приведет ее в дом того самого артиста – Павла Лисиациана, где она будет очень тепло принята; что будет учиться на вокальной кафедре, возглавляемой его сыном Рубеном… Вот она, первая ниточка, а таких ниточек из детства тянется много.
 
Сейчас Диана, смеясь, говорит, что на 2011 год приходится двадцатилетие ее творческой деятельности. Как тут не вспомнить старый театральный анекдот про артистку, отмечающую 50-летие и 70 лет работы в театре! Ваше коварное воображение уже нарисовало образ дородной матроны преклонных лет? Однако певице еще только тридцать.
 
Но шутки шутками, а цифры – упрямая вещь. Действительно, 2011 год – год для Дианы Гришиной юбилейный, причем дважды. Во-первых, ровно двадцать лет назад певица впервые вышла на сцену – это был детский музыкальный театр «Трубадур» в родном городе Братске, что в Иркутской области.
 
Это был лучший драматический театр области. И вдруг он занялся детьми, и мы стали первыми ласточками. Из нашего состава почти все стали профессиональными драматическими артистами, работают в Москве, Петербурге… Говорят, что я была «самая поющая» – и вот я стала оперной певицей.
В нашей семье музыкантов не было, в основном все медики. Бабушка мечтала быть актрисой, но в послевоенные годы это оказалось воплотить трудно. Но внешние данные у нее были феноменальные! Мама поехала из Сибири завоевывать Москву, два-три года подряд упорно поступала в театральный институт… – но в итоге стала учительницей. Мы с братом, посмотрев «Лесю-украинку», заболели театром: играли дома пьесы Шварца, выучили наизусть «Сказ про Федота-стрельца» Филатова, я сама писала пьесы, сценарии. Брат продолжил семейную династию – стал врачом, а во мне воплотилась мечта трех поколений, я работаю в театре.
 
Ее меццо-сопрано с детства привлекало внимание, и, конечно, смотров юных талантов было не миновать. Так, двадцать лет назад, в 1991 году, Диана получила свою первую награду – на Всероссийском конкурсе юных дарований «Жемчужина Братска». На свой первый в жизни конкурс она была номинирована от музыкальной школы и впоследствии участвовала в нем трижды, каждый раз занимая высокие места.
 
Желание стать певицей лишь утвердилось, но путь до профессиональной сцены был долгим. Но вот уже потянулась новая ниточка. Именно на одном из конкурсов «Жемчужина Братска» пятнадцатилетняя Диана растрогала до слез саму Александру Пахмутову.
 
– Я пела старинную песню «Матушка, что во поле пыльно». Пахмутова расплакалась, а после конкурса сразу позвонила в студию Пятницкого. Да, она считала, что я народная певица.
 
Именно Александра Николаевна настояла на учебе Дианы в Москве – Студии при хоре имени Пятницкого. Так в 16 лет она отправилась покорять Москву. Любопытно, что впоследствии, отец Дианы, составляя родословную, выяснил, что их род имеет прямое отношение к роду Митрофана Пятницкого.
 
За три года обучения у «золотого голоса России» Натальи Борисковой, будущая оперная певица Диана Гришина стала… профессиональной «народницей». Но в институт имени Гнесиных не пошла, а поступила в ГМУ имени Гнесиных на дирижерско-хоровое отделение.
 
– Так хотелось учиться у великих учителей, а там их оказалось в избытке: В. Калинин, В. Кириллова, И. Писаревская… Это люди, написавшие учебники, по которым уже более тридцати лет учатся все музыкальные заведения России. Вокал мне разрешили посещать у педагога вокальной кафедры Маргариты Иосифовны Ланды. Окончив «Гнесинку», я поступила в Академию хорового искусства, которая сейчас носит имя гениального хормейстера Виктора Сергеевича Попова.
 
Много ли найдется в России оперных вокалистов, имеющих профессиональное образование народной певицы, оперной и дирижера-хоровика?
 
В 2003 году Диана перешла в Институт имени Ипполитова-Иванова, где могла быть свободной от хора и заниматься только вокалом у прекрасного педагога М. Янисовой. Наверное, перевод в другой институт был обусловлен большими гастрольными хоровыми нагрузками в Академии. А она уже стала мамой и отказывалась куда-либо уезжать от ребенка.
 
– Между прочим, я до сих пор использую народные тембры! Обогатила себя народным репертуаром и смелыми идеями. Очень хочу сделать программу, которая бы совместила классические арии и народные песни. У А. Градского была программа «Три часа живой музыки», где по отделению отводилось на классическую музыку, народные песни и рок. Мне так понравилась эта идея! Пение вообще синтетичное искусство, оно включает в себя много разных жанров. Это очень сложно, но я хочу попробовать.
 
Во время учебы продолжилась и начатая в 11 лет конкурсная эстафета: дипломы Международного конкурса старинного русского романса имени И.Юрьевой, Международного конкурса оперных певцов имени Риккардо Дзандонаи в Италии и других. В настоящее время в активе Дианы Гришиной 12 побед на всероссийских и международных конкурсах.
 
– Я, наверное, очень азартный человек, хотя на деньги никогда не играла. Что для меня конкурс? Конкурс – это школа для любознательных, это школа самообладания и прекрасная творческая атмосфера.
 
В 2008 году закончилась пора ученичества. После ярмарки певцов был Омский музыкальный театр, где была редкая по душевным качествам труппа. Оттуда потянулась в будущее новая ниточка – Диана подружилась с певицей Валентиной Шершневой, впоследствии выяснилось, что та свою карьеру она начинала в Петрозаводске. В Омском театре Диана проработала год и вернулась в Москву. Там ей предстояло прослушивание в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, но ждать сложа руки не хотелось, и певица поехала к Юрию Александрову в «Санкт-Петербург опера».
 
Юрий Исаакович, став художественным руководителем оперы Музыкального театра Карелии, набирал труппу в открывающийся после ремонта театр. Обещались интересные планы, да и имя мастера сыграло свою роль. И с 2009 года Диана Гришина стала солисткой Музыкального театра Карелии.
 
В «Черной курице» она играет мальчика Петю, в «Евгении Онегине» – Ольгу Ларину, девушку с мальчишескими ухватками; в «Травиате» – элегантную чувственную Флора Бервуа… Также певицу можно услышать в концертах «По страницам любимых опер» и «Оперетта – любовь моя».
 
Может показаться, что судьба исподволь подталкивала Диану Гришину к Карелии: она чуть не поступила учиться к Нине Мешко (профессору Гнесинской академии, бессменному руководителю архангельского Северного русского народного хора). Зато год проучилась у певицы Нины Раутио – выпускницы Петрозаводского музыкального училища, а в 2002/2003 годах арт-директора Музыкального театра Карелии. А, можно на это смотреть как на приятные совпадения и не придавать особого значения.
 
Диана успешно сотрудничает и с Карельской филармонией: появляется в программах Оркестра народных инструментов «Онего» и Симфонического оркестра, а также в камерных концертах. В конце февраля она появится в программе Je te chante, La France абонемента №8 «Музыкальный салон», где исполнит романсы Пуленка, Массне, арии из опер Бизе и Сен-Санса, а в начале марта – в «Магнификате» Баха, в котором репетирует партию альта.
 
Много интересных событий уже состоялось в творческой судьбе певицы. Были концерты: участие в мировой премьере сочинения К. Пендерецкого «Семь врат рая (дирижировал автор); юбилейном концерте А. Пахмутовой в концертном зале «Россия»; выступление в Зале Всех Церковных Соборов перед Патриархом Всея Руси Алексием II и греческим Патриархом; концерт, посвященный открытию зала имени Светланова в Международном Доме Музыки, а за дирижерским пультом стоял В.Спиваков.  Были гастроли – миссионерские концерты вместе с архимандритом Мормылём и хором Троице-Сергиевской Семинарии по Германии. Были записи в доме Гостелерадио с В. Федосеевым.
 
Многие музыкальные высоты уже взяты, но впереди еще так много. В июне предстоит участие в одном из самых знаковых музыкальных состязаний мира – в конкурсе имени П. Чайковского, который был мечтой с самого детства. Впереди летние гастроли в Германии – участие в постановке оперы «Русалка» А. Дворжака. Словом, дорога самостоятельного творчества началась, все еще впереди. Самое время мечтать.
 
– Я мечтаю спеть Кармен – это больше, чем партия, это характер. Мечтаю о кругосветном путешествии, совмещенном с гастрольным турне. Хочу петь так же долго, как Елена Образцова. Мечтаю сделать программу, посвященную творчеству легендарной солистки Карельской филармонии и ансамбля «Кантеле» Сиркки Рикки, перепеть ее репертуар «Песни народов мира». Мечтаю сделать программу «Рукописи не горят», посвященную творчеству людей, которые были репрессированы в советские годы, о тех гениальных «Пушкиных и Моцартах», которых так никто и не услышал в России.
 
С детства во мне есть желание организовать что-нибудь для людей, чтобы они получили радость. Я хотела бы заниматься общественной деятельностью, помогать людям. С удовольствием создала бы какой-нибудь фонд. Для меня моя профессия – это способ служения людям. Я пою в храмах Москвы более 12 лет, теперь пою и в Петрозаводских. Это часть моей жизни. И театр – также часть служения.
Exit mobile version