Один знакомый не разделил мой восторг по поводу Шагала: «Его так много! То ли дело Вермеер». Но разве может быть много Шагала? У каждого он свой, своя встреча с ним. Мне повезло: я видела его витражи в немецком городе Майнц. Это было такое же потрясение, как в детстве от первого новенького калейдоскопа. А потом была одна из самых полных авторских выставок в Русском музее в Санкт-Петербурге. И вот новая встреча, уже дома, в Городском выставочном зале Петрозаводска. К нам привезли серию литографий Шагала из частной коллекции, посвященную Библии.
Великий мастер прожил долгую и плодотворную жизнь. О нем написано множество книг, его творчество изучено вдоль и поперек, и все равно возникают самые разные вопросы. Как пареньку из провинциального городка, из патриархальной еврейской семьи с религиозными традициями удалось стать художником? Библия, к которой Шагал обратился как художник в 30-е годы, запрещает изображения и животных, и человека. Интересно, что когда Шагалу предложили расписать плафон парижской Гранд-опера, он писал, что, рисуя, «хотел петь, как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами». Похоже, что это вообще был его принцип. Он к жизни и живописи подходил, как Поэт. Говорят, Шагал всегда был вне всякого национализма, вне каких-либо эстетических систем. Именно поэтому он принадлежит всему человечеству.
Может, оттого его творчество так привлекает людей? Вот и на вернисаже в Городском выставочном зале собралось их много. Особенно приятно было видеть юные лица. Карина Медова, семиклассница 40-го лицея, пришла на вернисаж заранее, чтобы без суеты рассмотреть удивительные библейские сюжеты.
– Замечательно, – считает юная художница, – что каждая работа сопровождается пояснением, кратким описанием истории или сюжета.
В самом деле, взятые из Библии строки и пояснения помогают зрителю погрузиться в атмосферу ветхозаветных времен. Прежде чем появились на свет эти литографии, Шагал в течение трех месяцев жил с семьей в Палестине, чтобы открыть для себя землю предков. В результате поездки родились его поэтические ветхозаветные сюжеты, которые он создавал на протяжении нескольких лет. Художника привлекают женские образы – Эсфирь, Руфь, Сара, Рахиль, образы царей и пророков.
Как несколькими линиями показать трагедию и переживания несчастного и скорбящего Иова? Как изобразить мудрого и блистательного Соломона или первого пророка Моисея, выведшего евреев из египетского рабства и получившего скрижали завета от самого Ягве? Для художника это большая ответственность, для иудея – большая дерзость. Великий художник делает библейскую историю понятной, земной, близкой, это своего рода картинки из обычной жизни. Но созерцая эти небольшие по размеру работы, постигаешь глубины библейских смыслов.
Как-то обратила внимание, что художник часто использует в своих работах фиолетовый цвет. Недавно прочла, что, оказывается, Шагал пристрастился к нему еще в молодости. Его учитель И. Пэн был так поражен такой дерзостью своего ученика, что позволил посещать его школу бесплатно. В литографиях, обратите внимание, также часто присутствует фиолетовый.
Все женские образы Шагала, в том числе и ветхозаветные, на мой любительский взгляд, очень похожи друг на друга своей особой шагаловской женственностью. Его пророки и цари не отпускают, хочется вглядываться в них бесконечно. Взять хотя бы красного Моисея со скрижалями или мученика Исайю с остановившимся от прозрения взглядом , или безутешного Иова в молитве с отверстым ртом. А чего стоит шедевр – двойной портрет царя Давида и его возлюбленной Вирсавии, плодом любви которых стал будущий строитель Иерусалимского храма непревзойденный Соломон?
Вы увидите, как художник представлял себе рай и ангелов, как создавал витражи. «Шагал своей Библией продемонстрировал всем нам, – пишет о нем М. Шапиро, – что он по праву считается одним из великих художников, обладающим редкостным даром, поскольку в наше время искусство кажется непроницаемым для содержания и духа священного писания».
Выставка потрясающая, будет работать до 22 июня.
Фото автора