Интернет-журнал «Лицей»

Людмила Полякова: Актёры обязаны завоевать публику

Людмила Полякова и Людмила Титова во время пресс-конференции в петрозаводском Доме актера. Фото Валентины Чаженгиной

В первый день гастролей Малого театра в Петрозаводске две его ведущие артистки – народные артисты России Людмила Полякова и Людмила Титова – встретились с журналистами.

 

Малый театр в третий раз приезжает в Петрозаводск, и, как и в предыдущие гастроли, дом Островского тоже привез спектакль по пьесе А.Н. Островского,  на этот раз «Волки и овцы» – кстати, тема «волков» и «овец» весьма актуальна и в наши дни. А если учесть, что Малый всегда уважительно и бережно относится к классике, то петрозаводских театралов ожидают два интересных вечера. Тем более что в Петрозаводск приехал первый эшелон театра.

 

Второй спектакль – премьерный, несколько нетрадиционный для Малого, –  «Как обмануть государство (Школа налогоплательщиков)» по пьесе французских авторов Л. Вернея и Ж. Берра. На гастролях в Астрахани (жаль, что не у нас) Малый театр сыграет юбилейный, 400-й спектакль «Волки и овцы». Тем не менее, отметила Людмила Полякова, сколько бы раз ни игрался спектакль, он всегда живой, а это значит, новый.

 

Малый театр известен тем, что здесь берегут традиции великих мастеров. Молодежь, поступая в труппу, просматривает записи старых спектаклей, чтобы уловить дух театра. Как отметили актрисы, сегодня в театр приходят «наши люди», рядом с которыми интересно играть, творческие устремления актеров разных поколений совпадают.

 

Людмила Полякова – Мурзавецкая в спектакле «Волки и овцы». Фото с сайта Малого театра

Я попросила Людмилу Петровну (она играет в «Волках и овцах» Мурзавецкую) высказать свое мнение о спектакле по этой же пьесе Островского в Театре-студии Олега Табакова, где эту же роль играет Роза Хайруллина, одна из талантливых театральных актрис. Образ, который она создает (по воле режиссера), весьма далек от того, который предполагал Островский: «Меропия Давыдовна Мурзавецкая, девица лет 65, помещица большого, но расстроенного имения…». В исполнении Хайруллиной Мурзавецкая разбитная дама средних лет, заигрывающая со своим слугой… Необычная трактовка, если учесть, что прообразом Мурзавецкой, по мнению  современников и историков театра, стала игуменья Митрофания, в миру баронесса Розен, фрейлина жены императора Александра II.

 

Людмила Полякова согласилась, что спектакль не выдерживает критики, как и другие современные прочтения классики, но это не вина актеров. А вот в ответе на мой вопрос, согласна ли она с Еленой Образцовой, что в театрах надо возродить худсоветы, чтобы, к примеру, в опере «Царская невеста» Марфа Собакина, невеста Грозного, и ее наперсница Любаша не появлялись на сцене в образе «татушек», была осторожна: и худсоветы, и парткомы, и месткомы в театрах были и оставили не всегда добрую память. Сегодня же решающее слово за другим «худсоветом» – коммерческим.

 

Наш Петрозаводск считают театральным городом. Согласны ли с этим наши гостьи, тем более что Людмила Полякова приезжает на гастроли уже в третий раз и может дать оценку? Конечно театральный, сразу ответила она, если Малый театр приглашают третий год подряд. Что же касается зрителей… Если публика не сразу принимает спектакль, это еще не значит, что она плохая. Задача актеров и состоит в том, чтобы завоевать ее. Иногда это удается сразу, иногда требуется какое-то время, но в конце концов контакт со зрителем рождается всегда.

 

Ну а в Петрозаводске  Людмила Петровна буквально влюбилась в нашу реку Лососинка и вообще покорена красотой и очарованием Русского Севера.

 

На вопрос, не хотят ли актрисы Малого театра создать совместную постановку с актерами петрозаводских театров, они ответили, что пока подобных предложений к ним не поступало, но что они непременно всерьез подумали бы над такой идеей, потому что она вполне имеет право на существование. Кстати, в Музыкальном театре широко распространена практика участия в его постановках солистов московских или санкт-петербургских театров

 

Разброс вопросов был достаточно велик, в том числе прозвучал и такой: как актеры относятся к запрещению на сцене курить и выражаться матом (Олег Табаков, например, из готовящихся к постановке пьес убрал матерные слова). По поводу курения Людмила Петровна одобряет правительственные меры – даже у Кармен можно и нужно отбирать  сигарету, когда она выходит на сцену, а вот по поводу ненормативной лексики… к ней нужно относиться,  как к иностранным словам – не злоупотреблять, но в определенных дозах можно, куда ж без нее.

 

Свои вопросы могут задать актрисе и зрители: 11 июня в 13.00 в Доме актера состоится встреча народной артистки России Людмилы Поляковой со зрителями. Вход свободный.

 

 

Exit mobile version