Культура

Соблюдать традиции везде и всегда

{hsimage|Юрий Соломин на пресс-конференции в Петрозаводске 5 мая |right|||}

Следовать этому принципу, о котором заявил на пресс-конференции народный артист СССР Юрий Соломин, ему, как говорится, сам бог велел. Ведь Соломин возглавляет старейший русский национальный театр страны — Государственный Академический Малый. 6 мая начинаются его гастроли в Петрозаводске на сцене Музыкального театра.

Причем, в этот день театр отметит на петрозаводской сцене юбилей — «Горе от ума» А. Грибоедова будет сыграно актерами Малого в 200-й раз. Кстати, именно «Горе от ума» открывает последние годы все театральные сезоны и гастроли театра, сменив на этом «посту» гоголевского «Ревизора».

Для одних Малый театр — Дом Щепкина, для других — Дом А. Островского. Верно, пожалуй, и то, и другое. Ибо, во-первых, актеры театра исповедуют принципы русской актерской школы, а во-вторых, именно Малому чаще всего отдавал свои пьесы великий русский драматург Александр Николаевич Островский, которого Тургенев называл создателем русской театральной школы. И сегодня в репертуаре театра 12 пьес Островского.

{hsimage|На пресс-конференции актеры Малого театра Полина Долинская, Глеб Подгородинский и министр культуры Карелии Елена Богданова ||||}

Своим принципам театр не изменял ни в какое время, не поддается соблазну заманить зрителя в театр, грубо осовременивая классику, приспосабливая ее к далеко не отменным вкусам современников. Малый театр давно уже воспитал своего зрителя, здесь родились не только актерские, но и зрительские династии. И своему зрителю театр не изменяет никогда.

— Ну не может Раневская в «Вишневом саде» быть наркоманкой! — возмущался Ю. Соломин. — Антон Павлович Чехов был врачом, и если бы ему нужно было бы сделать героиню своей пьесы наркоманкой, он бы сумел создать такой образ. Но у Чехова она другая. И ему веришь, а вот постановщику нет. Но, поймав один раз на лжи, как можно верить дальше?

Писатель, актриса и драматург, правнучка Михаила Щепкина Татьяна Львовна Щепкина-Куперник писала в своих воспоминаний: «Надо было ждать каждого первого представления, как его ждала вся Москва, чтобы понять как он много для нас значил, этот замечательный Малый театр.  Его сцена для московской молодежи была той кафедрой, с которой великолепные артисты лучше всяких проповедников учили нас любви к красоте, правда и свободе».

{hsimage|Людмила Полякова и Виктор Низовой ||||}

Может быть, именно здесь следует искать причину отсутствия в репертуаре ярких постановок современных авторов? По крайней мере, отвечая на мой вопрос, Юрий Мефодьевич Соломин был категоричен:

— Современная драматургия мне неинтересна.

Хотя какие-то пьесы все-таки попадают на сцену Малого, правда, не на главную, а филиала театра. Как, например, «Сон героини» А. Галина. Но все же русская классика остается главной любовью Малого: Островский и Чехов, Грибоедов и Гоголь, Фонвизин и Каратыгин, Булгаков и Алексей Толстой… Александр Николаевич Островский для Малого — автор вне времени и пространства. Постановки по его произведениям пользуются большим успехом и у зарубежного зрителя во время гастролей театра.

Популяризируя русскую классику и русский национальный театр, Малый на свои далеко небогатые средства стал в 1994 году инициатором Международного фестиваля национальных театров, в рамках которого труппы из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства. И, естественно, именно в Малом мог родиться фестиваль «Островский в Доме Островского», в котором участвуют русские провинциальные театры.

{hsimage|Сцена из спектакля "Правда — хорошо, а счастье лучше". Фото с сайта театра ||||}

Малый театр не нуждается в особых рекомендациях, он давно уже, как теперь модно говорить, бренд. Скоро основное здание театра закрывается на ремонт, а это значит, у провинциальной России есть возможность увидеть искусство высокой пробы. Можно сказать, что несмотря на довольно высокую для петрозаводчан стоимость билетов все четыре гастрольных дня у Малого полный аншлаг. Нам привезли Грибоедова и Островского, которых можно в большей степени назвать нашими современниками, чем многих нынешних авторов.

Следует поблагодарить и Министерство культуры Карелии, которое при финансовой поддержке Министерства культуры России проявило интерес и нашло возможность пригласить на гастроли в Петрозаводск один из лучших российских театров.

6 и 7 мая на петрозаводской сцене театр покажет "Горе от ума", 8 и 9 мая "Правда — хорошо, а счастье лучше".

 

Фото автора

  • Ольга

    [quote name=»Светлана Захарченко»]Из пресс-конференции, которую провел Ю. Соломин в Петрозаводске, следует, что Малый театр приглашён в наш город для создания здесь филиала московского театра.[/quote]

    Это означает только то, что [i]может быть [/i]на гастрольной карте Малого театра Петрозаводск займёт своё место, что гастроли Малого у нас, возможно, время от времени будут повторяться. Смешно и наивно полагать, что у нас может появиться филиал Малого — театра, в котором никогда не играют приглашённые актёры. Неужели кому-то могло показаться, что труппа Малого может переехать в Птз, город, где до ужаса мало что осталось из атрибутов настоящей театральной жизни?!

  • Валентина Акуленко

    Несколько часов назад полный зал Музыкального нашего и мы (с дочкой и внучкой-десятиклассницей)в том числе дружно аплодировали актерам Малого театра, в 200-й раз отыгравшим в спектакле «Горе от ума» по знаменитой комедии А.Грибоедова. Грустной и вечно злободневной комедии нравов, многие пассажи которой давным-давно разошлись по миру в пословицах и поговорках. Но, понятное дело, далеко не каждый, кто восклицает: «Карету — мне, карету!» или «Служить бы рад …» и т. д. — прочел само произведение. А если бы прочел, то, возможно, тоже понял бы, как трудно сыграть написанное, не отступая от текста: много длинных монологов. Но труппе Малого удалось удержать внимание зрителя, не дать ему заскучать даже на минуту… Еще один аншлаг и успех. Актеры вместе с Главным несколько раз выходили на поклоны. Под громкие, долгие аплодисменты и крики «браво!». Мне, и не только мне, показалось, что зрители и гости (актеры) остались довольны друг другом. Наверное, сам спектакль, уровень исполнения — и есть главный ответ на вопросы к актерам Малого и их лидеру Юрию Соломину. В том числе и на вопросы пресс-конференции… Сама работа за себя говорит. И ещё. Все чаще очень хочется посмотреть что-то настоящее не «по мотивам», не в вольной режиссерской трактовке, что стало вроде как хорошим тоном, а именно то, что написано автором пьесы, комедии, драмы или трагедии. Да, и надо ли «осовременивать», к примеру, «Горе от ума», если каждая фраза, каждая мысль «Горя» — злободневна сегодня так же, как и при жизни автора? Другая эпоха, другие костюмы, а нравы, увы, — те же. Спасибо Малому театру, что блистательно это демонстрирует, что бережно и уважительно относится к гениальному первоисточнику. 9 мая идем на «Правда хорошо, а счастье лучше» по А. Островскому. Нахожусь в приятном предвкушении.

  • Н. Мешкова

    Соломин говорил о филиале Малого театра в Москве, там они будут играть спектакли, пока основная сцена на ремонте. На пресс-конференции речи о филиале в Петрозаводске не было. Но были другие грустные моменты…

  • Светлана Захарченко

    Из пресс-конференции, которую провел Ю. Соломин в Петрозаводске, следует, что Малый театр приглашён в наш город для создания здесь филиала московского театра. Не значит ли это, что карельские театры минкульт целенаправленно уничтожал?..
    «Министерство культуры порекомендовало ваш город. Наш директор театра приехал с техническим директором, посмотрели сцену. Потому что с завязанными глазами мы не ездим никуда, какие бы деньги не платили. Мы должны посмотреть, какая площадка, мы спрашивали, сколько выдерживает город, какая стоимость билетов. И мы не настаивали на своей стоимости, а наоборот даже как-то отрегулировали этот вопрос. Министерство культуры как-то материально нас поддерживает. Тем более, что сейчас у нас будет много гастролей в связи с ремонтом основного помещения Малого театра. М[b]ы будем играть в филиале, будем выезжать на гастроли[/b]», — сказал на пресс-конференции Соломин, добавив, что рассчитывает на долгосрочные отношения с Карелией.
    http://stolica.onego.ru/news/181140.html

  • Чаженгина

    Битвы, чувствуется, действительно идут, но в этой войне я целиком и полностью на стороне Малого театра.
    Не могу сказать, что видела упоминавшийся на пресс-конференции спектакль «Волки и овцы» А. Островского, поставленный в «Табакерке», ибо хватило сил только на один акт. Сначала вообще не могла понять, какая пьеса идет, только с помощью телепрограммы выяснила. А открыть рот было от чего: Меропа Давыдовна Мурзавецкая выглядела как далеко не элитная современная проститутка, которая приехала обслуживать vip-клиента — в данном случае мелкого чиновника Чугунова. При этом Александр Николаевич Островский характеризует эту свою героиню как «девица 65 лет, помещица большого, но растроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии». Видимо, режиссер из всей этой характеристики особый акцент сделал на «девице». А если учесть, что прототипом Мурзавецкой стала игумения Серпуховского монастыря Митрофания, бывшая до пострига баронессой Розен, фрейлиной императрицы Марии Александровны, то ситуация тем более пикантная. Опять-таки остается только предполагать, что постановщик именно так представляет себе фрейлину «на пенсии»? Смотреть дальше этот «шедевр» лично я просто не могла.
    Я не требую, чтобы актер, исполняющий роль Бориса Годунова, надевал во время спектакля не только подлинные фамильные драгоценности Дома Романовых, но даже их копии, однако не воспринимаю царя Бориса, бегающего по сцене с окурком в зубах и в трикотажных тренировочных штанах, в которых выходит покурить на лестничную площадку после бодуна сантехник дядя Вася. А князь Болконский, приглашая на танец Наташу Ростову на ее первом балу, фамильярно треплет девушку по плечу со словами: «Пойдем,детка?».
    Я понимаю, что театры находятся в трудном финансовом положении, а наши режиссеры далеко не Станиславские, который, к примеру,ездил в Италию, готовясь к постановке исторического спектакля, чтобы увидеть подлинные предметы эпохи Возрождения.
    Но в том же Малом театре, как пишут современники Марии Николаевны Ермоловой, великая актриса потрясала зал, поднимая над собой картонный меч в «Орлеанской деве», чтобы повести за собой воинов. Ее чувства были подлинные, и зрители верили ей.
    Нынешние постановки больше развлекают, шокируют и меньше всего влияют на умы и души.

  • Валентина Акуленко

    Не удалось попасть на пресс-конференцию. Поэтому ваши, Валентина, заметки о ней прочла с особым интересом. Завтра иду на «Горе от ума» …

  • Н. Мешкова

    По мнению Юрия Соломина, в Москве только два приличных театра — Малый и Татьяны Дорониной. Вообще мэтры в выражениях не стеснялись, упоминая фестиваль «Черешневый лес», режиссера Богомолова, Табакерку и прочие «нетрадиционные» веяния в театре. Чувствуется, битвы идут не на жизнь, а на смерть.