А теперь этот центр переполнен детьми. Весь учебный сезон их руками здесь создается сказочный мир с замками, принцессами, драконами и иванами-царевичами. Учебный год позади, но центр не пустует, ежедневно принимая до ста ребятишек. Открыт и творческий лагерь для студийцев.
На столах разноцветные африканские маски, выполненные в технике масляной пастели. Маски на рисунках детей скалятся, смеются, ухмыляются и, кажется, даже подмигивают. За рабочим столом больше десятка ребятишек корпят над созданием масок уже в другой форме, делают их из папье-маше.
Мне повезло, в этот день было относительно спокойно. Шло занятие студийцев, много лет посещающих центр. Захотелось сделать групповой фотопортрет. Девчонки и мальчишки с трудом оторвались от увлекательного процесса, но позировали, каждый со своей маской, охотно.
Ульяна Соболева ходит в студию не первый год. «Дома сидеть скучно, а здесь столько всего интересного, – первой откликается девочка в ответ на мой вопрос, почему они проводят здесь лето. А за окном, между прочим, всего около 8 градусов по Цельсию.
– Заниматься творчеством лучше, чем торчать у компьютера, – не сомневается руководитель центра «Маленькая страна» Любовь Малиновская и продолжает: – Тема нашего творческого сезона – «Ветер странствий».
Она показывает, что успели создать ребятишки за две недели в лагере под руководством Яны Малиновской, которая преподает в студии уже три года, после окончания санкт-петербургского Технологического института. Сейчас заочно обучается в магистратуре.
– Мне нравится работать с детьми, я у них многому учусь, – рассказывает Яна.
– Чему можно научиться у детей?
– О, дети такие фантазеры! Они не знают рамок, не то, что мы, взрослые…
Но с фантазией, идеями у художника и педагога Яны Малиновской всё в порядке. В прошлом году со своими работами она блестяще выступила на Международном салоне кукол. Изделиями эти творения не назовешь – язык не поворачивается, столько в них вложено труда, умения, воображения. Яну увлек костюм инфанты в произведении великого испанского живописца Веласкеса. Ее руки создали три инфанты в изящных нарядах с необыкновенными формами старинного костюма. Она не собиралась копировать шедевры, создала кукол на тему Веласкеса. Скульптуры производят удивительное впечатление, как будто с полотен сошли три маленькие принцессы. Как тут не вспомнить стихи Павла Антокольского:
«Потом прошли века. Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете.
Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал…»
Три летних месяца готовилась Яна к салону, не покладая рук. Использовала смешанную технику, включая папье-маше и грунтованные кружева. На одной кукле использованы настоящие винтажные кружева из Испании, неслучайно попавшие, как я полагаю, в детский центр. Малиновские, мать и дочь, обладают талантом заразить и увлечь в свой сказочный мир всякого, кто хоть сколько-нибудь не равнодушен к сказке и творчеству в целом. Помню, как неожиданно для себя с огромным удовольствием несколько часов провела на парижском рынке вместе с Любовь Ивановной, которая в конце концов нашла и купила для своего музея старую фарфоровую куклу.
Карелия богата творческими людьми. И если наш город прежде был по преимуществу рабочим, то теперь, всё очевиднее, он меняется на глазах и становится городом студентов, торговцев и… культурных работников.
Фото автора