«Все не так, как кажется, или После Магритта», театр «Творческая мастерская»
Режиссер Андрей Тупиков. Сценограф Сергей Терентьев
Сначала об авторе. Том Стоппард, чех по национальности, известнейший британский драматург, режиссер, сценарист, критик. Он хорошо известен в России. Его пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» перевел Иосиф Бродский. Пьеса долгое время шла в театре имени В. Маяковского. А популярные у зрителей кинофильмы «Влюбленный Шекспир» и последняя «Анна Каренина» сделаны по его сценариям.
Стоппарда волнуют философские вопросы морали и свободы личности. Отсюда интерес к России. В пьесе «Травести» (1974) действуют Вл. Ленин и Дж. Джойс, оказавшиеся в 1914 году в Цюрихе. А в пьесе «Берег утопии», поставленной в 2007 году Алексеем Бородиным в Российском академическом молодежном театре, прослеживается развитие русской политической мысли XIX века. На сцену вышли Герцен, Чаадаев, Бакунин, Тургенев, Белинский, Огарев, Станкевич, Чернышевский, Грановский, Иван Аксаков и Карл Маркс. «Берег утопии» идет до сих пор, занимая несколько вечеров. Спектакль получил «Золотую маску». Том Стоппард с 2000 года часто бывает в Москве.
Осмысление философии идей и реального бытия у Стоппарда всегда имеет легкий привкус сюрреализма, вспомните хотя бы «Анну Каренину». Отсюда любовь к Рене Магритту (1898 – 1967), бельгийскому художнику-сюрреалисту. Пьеса написана в 1971 году после посещения одной из посмертных выставок художника, когда еще раздавались споры о том, что такое сюрреализм.
Споры эти давно утихли. Злободневные для Запада 1970-х годов, а для нас тогда полузапретные, в наши дни они превратились в милую, хорошо поставленную и разыгранную шутку.
Рене Магритт уже велик и не настолько спорен, как раньше. Природа его творчества не столько психологическая, сколько философская, основанная на парадоксах логики, субъективности восприятия реальности и психологических иллюзиях.
На картинах Магритта предметы не теряют своей предметности, а странно сочетаются друг с другом, заставлял зрителя удивляться, задумываться, вспоминать. Многие, хотя далеко не все, испытывают перед работами Магритта некое поэтическое оцепенение. Может ли такое быть в жизни? Правдиво ли это? Рене Магритт и театр «ТМ» говорят: «Может! Правдиво!».
Сценография погружает нас в мир Магритта. Странное нагромождение вещей, труп под простыней на столе, старинный абажур в форме воздушного шара с корзиной фруктов вместо противовеса, застывший полицейский за окном и споры об одноногом футболисте. А может, об одноногом слепом старике… И т.д. – до бесконечности. Полный Магритт!
И что удивительно: всё это легко объясняется и казалось бы драматическим, а то и трагическим, но здесь переходит в шутку. Причина проста. Наше сознание часто воспринимает не то, что происходит, а то, что мы хотим видеть. Примеров более чем достаточно.
По-моему, наиболее сложное в подобном спектакле создание ансамбля. Магритт – не Репин. Актеры сначала ошарашивают своим поведением и диалогами в невообразимой, на первый взгляд, обстановке, но постепенно всё становится на свои места.
Ансамбль составили Виктория Федорова, Дмитрий Максимов, Ольга Саханова (актриса уже во втором спектакле переходит на возрастные роли. Не рано ли?), Георгий Николаев и Николай Белошицкий. Из актерского ансамбля в этом спектакле мне особенно пришелся по душе Георгий Николаев (следователь Фут). У актера появились новые неожиданные зловещие краски, переходящие в несколько растерянную человечность.
В общем-то, суть спектакля в том, что все мы с вами разные и воспринимаем всё по-разному.
P.S. Хорошо, что вдоль лестницы, ведущей к зрительному залу, вывешены репродукции работ Р. Магритта. Может, это поможет кому-нибудь в восприятии очень простого, шуточного и одновременно достаточно сложного спектакля.
Эх, если бы такой спектакль наш зритель увидел в 1970-е! А сейчас Магритт – признанный классик.
Фото Игоря Подгорного из группы театра «Творческая мастерская» vk.com/teatr_tm