Интернет-журнал «Лицей»

«Свою музыку Исаак Шварц не слушал»

Антонина Нагорная, вдова Исаака ШварцаВдова известного композитора побывала в Петрозаводске

Музыка из  известных советских кинофильмов «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Мелодии белой ночи», «Последняя жертва», «Станционный смотритель», «Дикая собака Динго», которая у всех на слуху, про звучала в Карельской филармонии. На два часа публика погрузилась в удивительный мир композитора Исаака Шварца, народного артиста России, лауреата Госпремии РФ, трёхкратного обладателя  кинопремии «Ника».

Концерты, в которых звучат сочинения Исаака Иосифовича Шварца, проходят по инициативе его вдовы  Антонины Владимировны  Нагорной и при поддержке Министерства культуры РФ.  Она сама подбирает молодых солистов и обязательно приезжает на каждый концерт.

Антонина Владимировна прожила с композитором три десятилетия, после его смерти создала мемориальный дом-музей.  Антонина Владимировна постоянно находилась  рядом с Исааком Шварцем, поэтому интересно было из первых уст  узнать о нем чуть подробнее.

 

Дом-музей Исаака Шварца

– Последние 45 лет своей жизни Исаак Иосифович жил в Ленинградской области, в посёлке Сиверский, где на участке стояло два дома. В одном доме мы жили, а в другом была его творческая мастерская. Поэтому мне не нужно было создавать музей специально, он по сути уже был. Мы просто оставили всё, как было при жизни Исаака Шварца. Никаких красот – кожаных кресел или дорогой дубовой мебели – там нет. Он был очень скромным человеком, которому не нужен был весь этот антураж. Всё его богатство – два рояля, книги, журналы, огромная нотная библиотека и фонотека. Кстати, музей помог создать ваш нынешний губернатор Александр Петрович Худилайнен. Он был главой нашего района и хорошо общался с Исааком Иосифовичем. Скажу даже, они были дружны.

 

Душа композитора

– Исаак Шварц был добрейшей души человек.  Мы жили  в деревне,  и он много помогал  местным жителям. При советской власти было трудно попасть в больницу, а Исаак Иосифович устраивал соседей в больницы, «зашивал» пьяниц, доставал лекарства.  Он был душевным, очень демократичным, и это было не показное, это была его суть, поэтому и музыка такая замечательная, и люди её с удовольствием слушают.

 

О музыке

– В нашем доме всегда звучала музыка. Свою музыку он не слушал, очень редко, когда уговаривали друзья. Слушал своих любимых композиторов – Чайковского, Рахманинова, Брамса, Бетховена. Причём слушал всегда с партитурой. Казалось бы, человек в своём ремесле мог всё, но он постоянно искал для себя что-то новое, учился у классиков.

Он всегда говорил:  «Не верьте, когда композиторы рассказывают, что они были в парке, там такая красивая золотая осень, и вот внезапно пришло вдохновение». Он сам не знал, откуда и почему вдруг приходит музыка. Чаще всего мелодии рождались в дороге, и у нас всегда не оказывалось под рукой нотной бумаги. Тогда он просил любую бумажку, быстренько чертил нотный стан и записывал темы.

 

Минуты счастья быстротечны

– Я не работала, была домохозяйкой, мы не расставались совсем. Я не была его музой, как это принято говорить, но каждую минуту была ему нужна, ему хотелось, чтобы я всегда была рядом.

Я люблю многие его произведения. Может быть, это нескромно, но, мне кажется, что каждая его вещь – бриллиант, одна другой лучше. Я слушала репетицию в вашем зале и снова поняла, что каждое его сочинение – маленький шедевр, концентрация того, о чём он писал всю жизнь: жизнь коротка, минуты счастья быстротечны. Почти вся его музыка грустная, но это такая светлая грусть.

Фото автора

Exit mobile version