Культура

Жизнь правит бал. По следам пленума композиторов Карелии

Члены Союза композиторов Карелии на пленуме. Сидят музыковед Наталия Гродницкая и Анастасия Сало (справа). Фото: vk.com/club15118744
Члены Союза композиторов Карелии на пленуме. Сидят музыковед Наталия Гродницкая и Анастасия Сало (справа)

С приходом Анастасии Сало у нас появились надежды на возрождение стиля жизни организации времен Синисало. Но грянувшая пандемия пока не дала возможности осуществиться надеждам.

21-22 октября прошел  XVIII  Пленум  композиторов Карелии, — событие, всегда важное в жизни творческого Союза. Проходит он регулярно каждые пять лет: композиторы отчитываются в пополнении творческого багажа за минувшее пятилетие, проводят концерты, знакомя своих слушателей с созданными за последние годы сочинениями, решают возникшие организационные проблемы, которых, как правило накапливается немало. Словом, жизнь, диктуя свои условия существования, правит бал.

В 60-80-е годы, когда Союз возглавлял народный артист СССР Гельмер Синисало (1920 — 1989), каждый очередной пленум становился большим праздником. Съезжались гости из Москвы и Ленинграда, отдельные представители творческих организаций союзных и автономных республик, чувствовалось, что музыка композиторов Карелии и то, что происходит на земле Калевалы, по-настоящему интересует приезжающих. Всегда наши пленумы вызывали живой интерес и среди поэтов, с которыми сотрудничали композиторы. Да и обстановка внутри нашей организации была другой. Мы регулярно встречались, прослушивали каждое новое значительное сочинение, обменивались мнениями об  услышанном, приветствуя или высказывая критические замечания. Мы знали, кто над чем работает, чем дышит, это было нормой творческих будней. А уж на пленум выносилось все лучшее, достойное идти в мир дальше.

Правда, не все композиторы считали сложившуюся систему неукоснительной и не всегда стремились к показу,  считая себя свободными художниками, что в принципе понятно и допустимо.

Мы обменивались творческими поездками с коллегами из других республик. В них участвовали не только композиторы, но и музыковеды, которые в Союзе всегда были рядом, конечно, — и наши друзья-исполнители. 

 

С уходом из жизни Гельмера Несторовича организацию возглавил Александр Белобородов (1948 — 2016), один из первых выпускников композиторского отделения нашей консерватории, человек одаренный и энергичный, работавший в разных музыкальных жанрах — от инструментальной и вокальной миниатюры до масштабных композиций: симфонии, оратории, балета. Ему, в частности,  принадлежит новый Гимн Карелии.

Но при нем стиль жизни нашей организации изменился. Практически прекратились творческие собрания, каждый оказался замкнутым в собственной ауре. Изредка мы все-таки сходились для решения каких-то организационных вопросов, встречались на проводимых авторских концертах, но прежней сплоченности уже не было. 

Александр Сергеевич долго был главой организации – с 1989-го по 2016 год. Кроме  того, в 1995 году он был избран секретарем Союза композиторов России. Но его деятельность была оборвана неожиданной, ничем не предвещаемой для окружающих кончиной.

 

Преемницей Белобородова и прямой продолжательницей  на посту главы организации стала Анастасия Васильевна Сало.  Консерваторский курс композиции она прошла в его классе, многое постигла не только в профессиональном деле, но и в человеческом плане, и потому выдвижение ее кандидатуры на пост главы СК был не случайным. Она с присущей ей энергией взялась за дело, и у нее все хорошо получалось. Нас не пугала ее двойная жизнь между Россией и Финляндией, где она тоже была принята в композиторское содружество страны. У нас появились надежды на возрождение стиля жизни  организации  времен Синисало, возврата внутренних встреч хотели многие. Но грянувшая пандемия пока не дала возможности осуществиться надеждам. Вынужденная разобщенность, работа «на удаленке» — не лучший способ существования, но угрожающая ситуация с коронавирусом пока больше пугает, чем обнадеживает.

Молодой председатель в целом справляется с возникшими трудностями, которых немало, и среди них снова всплывшая проблема нашей бесприютности. Спасший Союз в момент выселения из кирхи в начале 2000-х Музыкальный колледж им. К. Раутио в связи с нехваткой классов для занятий просит освободить предоставленное помещение. Положение вроде не безнадежное, но пока ждем-с…  Мы не понимаем, почему отмахивается от дел Союза композиторов министр культуры Карелии Алексей Николаевич Лесонен, считая, что это напрямую не относится к его ведомству. Что, музыка не относится к культуре? Почему возглавлявший это ведомство с 1959-го по 1977 год Лев Николаевич Колмовский не просто по обязанности посещал театры, консерваторию, союзы художников, но интересовался происходящими в них процессами и знал, чем они дышат? Может быть, потому, что порой назначают на эту должность людей, получивших образование совсем в других сферах? Понятно, что вопрос риторический.

 

Отчетный доклад Анастасии Сало показал, что за прошедшие пять лет наработано немало. Композиторы по-прежнему делают свое дело, ибо истинный творец, если он таковой, не сочинять не может. Спасибо Николаю Заболоцкому, замечательному советскому поэту и мудрецу, оставившему людям напоминание о том, что «душа должна трудиться и день и ночь, и день и ночь».

 

Радует и то, что не прерывается связь со слушателями, причем особую заботу композиторы проявляют к работе с детской аудиторией. Много лет назад Александр Белобородов, работая с детьми, ставил своей главной задачей пробуждение в них желания сочинять музыку.  На базе Детской музыкально-хоровой школы он организовал конкурс на создание юными музыкантами собственных сочинений, назвав его «Музыка – моя душа». В течение лет идея росла и развивалась, обретая все больше единомышленников и желающих подключиться к замечательному делу. Она не исчезла с уходом создателя, напротив, открылись новые перспективы, к ней присоединились другие города и творческие организации и конкурсу было присвоено имя А.С. Белобородова. Дело подхватила молодой композитор,  студентка Белобородова по консерватории Анна Афанасьева. В этом году она стала членом Союза композиторов. На данном этапе в тесной связи с коллегами, с Управлением культуры Администрации Петрозаводского городского округа, Карельским молодежным отделением СК РФ, разработано Положение о проведении XI Международного фестиваля-конкурса им. А.С. Белобородова,  намеченного на февраль 2022 года.

 

Успехи творческой организации подтвердили награды различного достоинства, врученные приехавшим на пленум из Москвы секретарем Союза композиторов России Павлом Александровичем Левадным вместе с Анастасией Сало.

Самые старшие представители композиторской гильдии — Г.А. Вавилов и Б.Д. Напреев – удостоены звания почетных деятелей Союза композиторов России (СКР). 

Анастасия Сало и Владимир Угрюмов удостоены вновь учрежденного почетного знака СКР «За трудолюбие и веру в искусство».

Т.С. Екименко, Н.Ю. Гродницкая, В.И. Нилова, Л.А. Купец и В.К. Кошелев получили грамоты СК России.

Татьяна Кончакова награждена почетной грамотой Министерства национальной и региональной политики РК.

Полина Крышень получила благодарственное письмо  от Министерства культуры РК.

 

Пленум всегда сопровождается концертами. Раньше, как правило, было три: симфонический, хоровой и камерный. В этом году их оказалась только два, — не случился хоровой.

Прошедшее пятилетие отметилось потерей двух композиторов – Эдуарда Патлаенко и Александра Белобородова. Данью их памяти стало начало симфонического концерта, которым, собственно, и открылся пленум. Симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением главного дирижера Анатолия Рыбалко исполнил «Тотемический танец» из балета Белобородова «Скала двух лебедей» и два фрагмента – «Сестра Куллерво» и «Пляс воинов Похъелы» —  из сюиты  «Симфонические руны по мотивам “Калевалы”» Патлаенко. Оркестр и его солисты всегда были для композиторов верными спутниками, без них жизнь была бы невозможна. Многие преподаватели, нередко и студенты Петрозаводской консерватории становились постоянными носителями  авторской музыки, озвучивая их на многочисленных  площадках. Концерты продемонстрировали это в полной мере и подтвердили высокий исполнительский класс. Назову лишь несколько имен: в минувшие десятилетия это были профессора Климентий Векслер, Виктор Портной, Виктор Абрамов, затем мы с радостью наблюдали за творческим восхождением прекрасного баяниста, лауреата всероссийских и международных конкурсов Андрея Дикоева, теперь – очень успешно и ярко раскрывающегося и тоже лауреата  кларнетиста Андрея Шибанова.

В рамках пленума состоялась творческая встреча с московским гостем Павлом Левадным, рассказавшем о своем профессиональном становлении. Он познакомил и со своей музыкой, причем исполнение инструментального ансамбля подготовили наши студенты и сделали это очень достойно.

Далее звучавшая в концертах  музыка очень разнилась. Три автора  — Татьяна Кончакова, Анастасия Сало и в определенной мере Владимир Угрюмов — исповедуют принципиальную связь с карельским фольклором. Но если у Кончаковой она наиболее очевидна, напоминая манеру родоначальников профессиональной музыки республики (прозвучали четыре номера из балета «Голубая важенка»), то у Сало – более завуалирована и оригинальна, убедительные краски она нашла для «Огненной рапсодии “Вулкан”» с  солирующим баяном в исполнении М. Красильникова. Привлекает ее и тембр кантеле, к которому на данном этапе композиторы обращаются не часто. Артистка Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Анастасия Красильникова продемонстрировала неповторимую палитру красок древнего, правда, реконструированного национального инструмента в  пьесе Анастасии Сало для хроматического кантеле «Осенние облака». 

А годы творчества Владимира Угрюмова вывели его на своеобразную стилистику с тонким постижением корневых особенностей народного творчества в сплаве с собственным  музыкальным самоощущением. В камерном концерте это прозвучало в двух очень интересных сочинениях: вокально-инструментальной композиции «Ивушка» для голоса и кларнета на стихи Ф. Тютчева и Сонате-фантазии № 4 для кларнета. Как видим, отношение к этому духовому инструменту, а точнее, – кларнету Шибанова, это и любовь к тембру, и особое понимание и чувствование его возможностей, и яркие находки в игре Андрея — всё позволяет автору создавать композиции чрезвычайного образного наполнения. Нестандартное тембровое сочетание помогло и певице, лауреату международных конкурсов Валентине Моисеевой найти в голосе соответствующие нюансы.

Свои находки обнародовала в программах Полина Крышень, показав в исполнении двенадцати духовых инструментов, солистов симфонического оркестра две пьесы – «Белая ночь» и «Северное солнце» и композицию для флейты и баяна «Шевеление сосновых иголок», исполненные в камерной программе Александрой Забайкиной и Андреем Дикоевым. Говоря о Полине,  пока трудно сформулировать стабильные приметы ее стиля, поскольку в каждом  сочинении она демонстрирует нечто новое, напоминая китайскую куколку, каждый поворот головы которой создает иной облик.

Старейшина композиторской организации Геннадий Алексеевич Вавилов, судя по прозвучавшей музыке – второй части фортепианного концерта № 2 – остается вечно молодым. Лирическая по формальной логике часть произведения в исполнении  лауреата международных конкурсов Ксении Лубянцевой оказалась в процессе развития просто громоподобной, хотя от заложенной в ней  приятной лирической темы такого поворота событий не предполагаешь.

Поистине героем обеих концертных программ стал Борис Дмитриевич Напреев, подаривший слушателям четыре совершенно разных по замыслу и образному содержанию опуса. Все они, кроме Сонаты для домры, вернувшей композитора к годам юности, когда в Омском музыкальном училище он осваивал этот инструмент, рождены серьезными, глубокими размышлениями: двухчастная симфония № 9, симфонические пьесы, названные «Приношением»  великим мастерам 17-18 веков – Монтеверди, Баху и Генделю и прозвучавшая в камерной программе «Кантата» для сопрано и фортепиано на стихи Гарсиа Лорки. «Приношения» вроде бы созданы в духе стилизации манеры письма каждого мастера, на самом же деле в этом лишь проявляется схваченная авторская примета, а в целом  музыка – детище современности.

«Кантату» исполнили Оксана Мокеева и педагог консерватории, один из лучших концертмейстеров вуза, заслуженный деятель искусств РК Элеонора Босенко. Этот цикл уже опробовали другие исполнительницы, но в данной трактовке он зазвучал совершенно по-новому, что стало настоящим художественным потрясением не только для слушателей, но и  для создателя. 

 

Возвращаясь к звучавшей на пленуме музыке, хочется еще раз напомнить, что искусство музыки проникает в сердца людей прежде всего своим мелодизмом. А это с ХХ века стало большим дефицитом, в связи с чем хочется напомнить гениальное высказывание А.С. Пушкина:

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия…