Интернет-журнал «Лицей»

Печальный белый вернисаж

Выставка памяти художника Сергея Саллинена22 января исполняется 40 дней, как ушел из жизни художник Сергей Саллинен. 27 марта  ему исполнилось бы 55.

На страничке «ВКонтакте» у художника Владимира Ваяна, лучшего друга Сергея Саллинена, в день его смерти появилась запись со словами из известной песни Высоцкого: «Друг, оставь закурить, а в ответ тишина…».

Друзья Сергея решили устроить  памятную выставку работ художника. Не думали, что что-то получится. Бросили клич по друзьям и знакомым: в результате  собрали порядка трех десятков работ и повесили их в Доме актера. Дмитрий Учуваткин сделал небольшую и очень, на мой взгляд, симпатичную афишу. На ней жизнерадостный художник поглядывает на пришедших на вернисаж как бы из туманного леса.

 

Выставка неслучайно называется «Белый свет солнца»: практически все  произведения, представленные на ней, условно объединены белым цветом. Главное значение белого — это свет, благо, он связан с божественной символикой. А еще белый —  это полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота. Вспомним белые одежды ангелов,  образы  белых коней, белых лилий. Белый цвет может означать также  смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. Можно предположить, что неосознанно художник стремился в своем творчестве выйти из круга сложной жизни на другой уровень бытия, иначе почему у него такая тяга к белому?

Он писал свои работы на ДВП, покрывая их белым грунтом, оставляя при этом белое грунтованное паспарту, а уж потом  писал натюрморт или пейзаж.

— Он называл их открытками, — вспоминает Дмитрий Учуваткин, — потому что делал их, как правило, на заказ, в подарок  кому-нибудь. Так и получилось, что нынешняя выставка сложилась практически из работ Сергея, которые находятся в частных коллекциях.

Сергей Саллинен окончил художественное отделение Герценовского института в Санкт-Петербурге. Одно время работал во Дворце творчества детей и юношества, но предпочитал жить, что называется, на вольных хлебах. По молодости любил участвовать в экспериментальных выставках. Все друзья в один голос рассказывают, как Сергей обожал природу. И хотя любил бывать в хорошей компании, но по жизни все-таки не был слишком общительным. Это подтверждает и его взрослый сын Армас Саллинен:

— Мой отец был очень спокойным и добрым человеком. В нем никогда не было суетливости, он никогда не спешил. Отец  вообще всегда был несколько асоциален. У него была мастерская на Гоголя, 39, которая была для него неким  островом в этом мире, где не  было никакой бюрократии, бумаг, справок,  соседей, очередей…

— А вы не пытались стать художником, как отец?

— На третьем курсе юрфака хотел было бросить всё и поехать учиться в Герценовский, но папа вразумил. Он не хотел, чтобы в семье был еще один художник.

— Мы дружили десятки лет, — рассказывает художник, дизайнер  Виталий Наконечный. — Часто вместе бывали на охоте и рыбалке. Мне импонировало, что он не любил разглагольствовать, особенно в лесу. Быстро осваивался в любой ситуации. Мог запросто соорудить что-то вроде временного, но основательного причала для лодки. Действовал по-мужски, грубо. Зато в живописи его работы напоминают тонкие  акварели, хотя писал маслом.

А этот эпизод взят из  рассказа Владимира Ваяна. Написан он был тогда, когда еще жив был Сергей:

Есть у меня друг Серёга. Серёга любит путешествовать, но только на велосипеде или на резиновой лодке. На поезде – Боже упаси! Там же по новому закону курить категорически запрещено. На рыбалке у нас с Серёгой исторически сложилось распределение функциональных обязанностей. Когда он мастерски, как вологодская кружевница, перебирает сети двумя руками, я маневрирую веслами и раз за разом подкуриваю очередную папироску, чтобы сунуть её ему в зубы. Многие измеряют маршрут метрами или минутами. У Сереги своя мера расстояний – сигарета. Скажем, дойти до вокзала всего пару сигарет, а вот до набережной сигарет этак четыре-пять понадобится, если никого из знакомых не встретишь.

 

Заглянула на прощанье на страничку Сергея «ВКонтакте». Вот одна из его немногих записей, сделанных в прошлом году:

«Сегодня, продрав глаза, вспомнил, что сегодня Прощеное воскресенье.  Подумал,что каждому я отзвониться не смогу. Столько глупостей (у Сергея здесь написано более крепкое словцо. — И.Л.) по жизни наделал. Вот и пишу на горке.  Прошу прощения у всех мужиков, кому я морду набил, и у тех,  кто мне хотел  набить, но не случилось. У всех женщин,  что любил, но недолюбил. Кого обидел по дурости. Простите!».

Посмертная выставка откроется 22  января в 17 часов в Доме актера.

Дмитрий Учуваткин готовит выставку Сергея Саллинена в Доме актера

Фото автора

Exit mobile version