Интернет-журнал «Лицей»

Взгляд с высоты времени

Работы Тамары Юфа, посвященные «Калевале», пользуются вниманием на любых выставках. Нынешняя не исключениеВыставка, которая открылась в конце минувшей недели в Музее изобразительных искусства Карелии, привлечет внимание не только поклонников «Калевалы», но и тех, кто интересуется современным искусством. Выставка так и называется –  «Калевала». Современный взгляд» и посвящена 180-летию выхода в свет первого издания карело-финского эпоса (1835 год).

Выставка – результат большого международного российско-финляндского проекта, который поддержали министерства культуры России и Карелии, финские центры содействия  искусству Северной Похъянмаа и Кайнуу,  Лапландии, Северной Карелии. Неслучайно на вернисаж в Петрозаводск приехала большая финская делегация, состоящая из представителей культурных центров и художников из Хельсинки, Оулу, Рованиеми и Йоэнсуу, которые представили на выставке скульптуры,  видео, фото, художественные объекты и инсталляции. Кстати, некоторые из них создавались уже в Петрозаводске, перед открытием выставки. Тема карело-финского эпоса интересует мастеров не только Карелии и Финляндии, но и Москвы, Санкт-Петербурга.

Музей изобразительных искусств предложил работы, созданные в основном в ХХ веке, многие из них уже стали классикой и обрели всероссийскую популярность. Достаточно назвать имена их авторов – Георгий Стронк, Осмо Бородкин, Мюд Мечев, Тамара Юфа. Рядом с их произведениями работы Николая Кочергина, Валентина Курдова, Бориса Акбулатова. Работы выдающегося петербургского графика Юрия Люкшина (петрозаводчане знакомы с его творчеством по выставка в музее ИЗО, часть из них пополнила его фонды) и совсем молодого и пока мало известного художника Игоря Баранова.

Необычный взгляд на «Калевалу» продемонстрировал петрозаводский художник Владимир Зорин. Как он сам поясняет, его произведение – плод размышлений о калевальской мельнице Сампо. Круг – форма крышки мельницы, форма движения, вращения. А самым могущественным знаком современного мира является знак ENTER (клавиша), запускающая любые программы и процессы. Это и объединило их в одном объекте.

Оказывается, темы «Калевалы» можно выразить в технике лоскутного шитья, как это сделала финский художник по текстилю Вуокко Исакссон, с творчеством которой петрозаводчане тоже знакомы по выставке в музее. Или в дереве – финские мастера очень любят этот материал, что они еще раз подтвердили на нынешней выставке. Подойдет и гипс, его использовали для своих работ студенты Санкт-Петербургской академии художеств  Павел Калтыгин и Руслан Егоров, или крафт-бумага молодой петербургской художницы Надежды  Белой.

Причем, соприкосновение с поистине космическим миром «Калевалы» рождает самые разные ассоциации и, естественно, произведения. Они не вступают в соперничество друг с другом, но все вместе создают удивительный, эпический образ «Калевалы». Может быть,  хотелось бы более активного присутствия совсем молодых художников, уже из ХХI века. Естественно, их пока нет в калевальской коллекции нашего музея, которая и составила основу выставки. Но то, что они будут, несомненно. Уже на вернисаже, а он стал на редкость многолюдным, было много молодежи.

Слева направо: куратор выставки Анита Дункерс, художник по текстилю из Финляндии Вуокко Исакссон, директор Музея изобразительных искусств РК Наталья Вавилова
Павел Калтыгин (Санкт-Петербург). Красавица Похъёлы. Тонированный гипс
Руслан Егоров и Павел Калтыгин. Модель памятника Элиасу Лённроту
Асмо Костиа (Хельсинки). Куллерво. Фотопринт
Владимир Зорин (Петрозаводск). ENTER
Юрки Поуссу (Оулу). Руна о Марьятте. Дерево, ивовые прутья
Вуокко Исакссон (Оулу). Лемметар. Лоскутное шитье
Борис Акбулатов (Петрозаводск). Жертвенный бык. Из коллекции МИИ РК
Алла Власенко (Петрозаводск). Рождение кантеле. Из коллекции МИИ РК
Андрей Комулайнен (Петрозаводск). Кантеле Вяйнямейнена из челюсти щуки. Дерево (кедр, бук) эмаль
Надежда Белая (Санкт-Петербург). Вяйнямейнен. Крафт-бумага, смешанная техника
Руслан Егоров, Павел Калтыгин (Санкт-Петебург) и директор музея Наталья Вавилова
В одном из залов выставки

Фото автора

Exit mobile version