Интернет-журнал «Лицей»

У картин, как и людей, своя судьба. И свои тайны

Вениамин Попов. Портрет К.В. Шевелевой-Петцель. Фото с сайта virt-catalog.rk
Вениамин Попов. Портрет К.В. Шевелевой-Петцель. Фото с сайта virt-catalog.rk

Произведений народного художника Вениамина Николаевича Попова (1869 — 1945) в Карелии сохранилось немного, больше тайн, которые живут и поныне. Они интересны еще и тем, что придают личности Попова некую романтическую ауру.

Успешно завершив обучение в  Петербургской императорской академии художеств, Вениамин Попов продолжил работу в мастерской своего кумира Ильи Репина, пришедшего в академию после ее реорганизации.

За тканьём. Фото из каталога выставки В.Н. Попова в Музее изобразительных искусств РК в 1963 году

Под его руководством и влиянием молодой художник в 1897 году написал конкурсную картину «За тканьём». Василий Михайлович Агапов, первый биограф Попова, близко знавший его в 30-40-е годы, вспоминал, что услышал он об этой  картине на одном из дружеских вечеров в квартире Вениамина Николаевича. Попов жил тогда в квартире Федора Ильича Прохорова в Петрозаводске на Повенецкой, позже Комсомольской, а ныне улице Андропова. Комната художника была увешана его рисунками и картинами. Но за «За тканьём» среди них почему-то не было. Только подготовительный рисунок фигуры сидящей за ткацким станком крестьянской девушки.

«И где сама картина?» — спросил Василий Агапов у Вениамина Николаевича. И услышал рассказ о том, что в 1916 году картина «За тканьём» вместе с работами других  русских художников экспонировалась на международной выставке в Мюнхене, три года спустя она была показана на юге Франции, в Сен-Луи. Далее след этого произведения теряется. Попов предполагал, что пароход, на котором перевозили работы русских художников, потерпел аварию, и его картина вместе с другими нашла свое место не дне морском.

Позднее появилась версия, что картина Попова «За тканьём» якобы находится в музее американского города Толедо, штат Огайо. Но документов, подтверждающих это, не существует. Только слухи. На командировку в Толедо рассчитывать не приходится. Но есть всемогущий Интернет, может попытаться найти в его сетях сайт Толедо, а там… упоминание о картине?

Вениамин Попов. Портрет семьи Прохоровых. Фото с сайта virt-catalog.rk

Живя в доме  Прохоровых, В.Н. Попов написал в 1932 году их семейный портрет, на котором изображены супруги Клавдия и Федор и их 12-летняя дочка Калерия с кошкой на руках. У этой небольшой по размеру картины тоже своя детективная история. Она, как и многое другое из людского имущества, потерялась в годы Великой Отечественной войны. Нашел же ее совершенно случайно Константин Леонидович Буторов. Я записала его воспоминания:

«Я учился в изостудии у В.Н. Попова перед войной, обожал своего учителя, часто ходил к нему в гости с Евгением Лаврененко, а в 1943 году в Беломорске вынес из поезда на руках Вениамина Николаевича – так он исхудал за два голодных года, находясь в Белозерске, куда был эвакуирован. Ирина Владимировна Черных добилась, чтобы Попову разрешили приехать в Беломорск, где жили и работали мы, художники. Я делал там сатирические плакаты «Окна Карелфинтага», а когда освободили Петрозаводск в 1944 году, меня сразу как начальника оперативной группы Карелфинтага направили в разрушенный город. Мы с бойцами обходили разрушенные дома, подбирая пригодные для жилья помещения. И вот в одном маленьком домике на улице Анохина я неожиданно увидел в груде мусора портрет Прохоровых. Унес с собой дорогую  сердцу находку и вручил ее Вениамину Николаевичу, когда он вернулся в Петрозаводск. Попов даже заплакал от радости…»

В 50-е годы многострадальная картина В. Попова вернулась в семью Прохоровых. В квартире Калерии Федоровны Ведюковой (Прохоровой)  она бережно хранилась как семейная реликвия. А после ее смерти портрет Прохоровых почему-то оказался в собственности петрозаводского антиквара. Продали картину наследники? Новый владелец предложил эту работу В.Н. Попова Музею изобразительных искусств РК, но на условиях обмена на одну из икон в постоянной экспозиции. Обмен — неравноценный — не состоялся. Где сейчас находится портрет семьи Прохоровых, мне неизвестно.

Но вернемся к воспоминаниям Константина Леонидовича Буторова, к предвоенным временам, его дружбе с Вениамином Николаевичем Поповым. Вместе с Евгением Лаврененко они были частыми гостями у своего учителя. Жена художника Наталья Антонова была гостеприимной хлебосольной хозяйкой и… моделью многих портретов В. Попова. Один из них – «Женщина с кошкой» – получил премию им. А. Куинджи. Высокая награда, Вениамин Николаевич ею гордился. Картина находилась здесь, в квартире художника. Константин Буторов был от портрета в восторге, женщина в голубом платье с кошкой на коленях надолго запомнилась Константину Леонидовичу. Увы, картина сохранилась только в его памяти и его рассказах…

Началась война, срочная эвакуация. Вениамин Попов с женой и собакой, не успев упаковать и взять свои работы, уехал на барже в Белозерск. Дом, в котором они жили в Петрозаводске (не только они, но и многие члены карельского правительства), взорвали – так говорил К. Буторов, картины, рисунки, репродукции, вещи, остававшиеся в нем, исчезли навсегда. Остались лишь те произведения В. Попова, что находились в краеведческом музее и в частных коллекциях.

Одно из них – портрет К.В. Шевелевой-Петцель, написанный в 1916 году в Петербурге. Его привезла из Ленинграда директор Музея изобразительных искусств Карелии Мария Васильевна Попова – готовилась выставка к 100-летию со дня рождения В.Н. Попова. Портрет имел большой успех у зрителей. Но кто такая К.В. Шевелева-Петцель? Долгие годы было известно, что она учительница, не более того. Таинственные буквы К.В. продолжали украшать этикетку много лет. Но в один из летних дней 1984 года они обрели имя и отчество – Ксения Валентиновна. «Это же моя бабушка!» – воскликнула одна из посетительниц нашего музея Татьяна Николаевна Гришенкова, увидев портрет учительницы Шевелевой-Петцель. Она рассказала нам то, что помнила и знала о своей покойной бабушке.

Ксения Валентиновна из дворянского рода Шевелевых, училась в Петербурге в Институте благородных девиц. Петцель – ее супруг, известный в Ленинграде врач. Ксения Васильевна по профессии была педагогом, всю жизнь жила и работала в Петербурге-Ленинграде, там и скончалась в 1961 году.

Ксения Валентиновна Шевелева-Петцель была близко знакома с художником В.Н. Поповым, не раз бывала в его петербургской мастерской, а в 1916 году там ему позировала – в соседстве с любимой собакой художника. За спиной улыбающейся дамы – мольберт и пейзаж на нем, предполагаю, что карельский. Вениамин Николаевич с 1911 года каждое лето ездил на этюды в Олонецкий край, в 1915 году купил домик в д. Царевичи на берегу Укшезеро и счастливо жил в нем и работал многие годы.

Вениамин Попов. Девочка с собакой. Фото с сайта virt-catalog.rk

В Музее изобразительных искусств РК произведения В.Н. Попова раннего петербургского периода творчества единичны. И вот неожиданная находка – картина «Девочка с собакой». На подрамнике дата: 1896 и подпись художника. Ее презентация в музее состоялась 20 февраля 2001 года. А попала картина в Карелию из города Александров Владимирской области. В музей пришло письмо от его жительницы Татьяны Борисовны Обеловой. Она писала, что у нее дома есть картина художника В. Попова «Девочка с собакой» и она готова с ней расстаться. Но… только в пользу того музея, где уже есть произведения В.Н. Попова. Наши сотрудники поехали в Александров, встретились с Т.Б. Обеловой. Она рассказала, что получила картину Попова в наследство от своего отца – Бориса Натановича Лейтина, известного в Александрове поэта и переводчика, который в свою очередь купил ее в 50-е годы в комиссионном магазине в Ленинграде. Ему очень понравилась девочка, изображенная на холсте, как две капли воды похожая  личиком и возрастом (14 лет) на его любимую дочку Танечку, коей и завещал картину.

Кто эта милая девочка в светлом платьице и черных чулочках, что позировала художнику В.Н. Попову, мы уже никогда не узнаем. А вот собачка, что рядом с ней, узнаваема. Не она ли, но уже выросшая, изображена В. Поповым в портрете К.В. Шевелевой-Петцель в 1916 году?! Та же порода, тот же окрас. Думаю, это одна и та же собака, принадлежащая художнику. Вениамин Николаевич любил детей (своих не было) и животных, с удовольствием и мастерством их писал, в его портретах живут и уютно себя чувствуют кошки и собаки. Последняя его любимица – собака по имени Добджи разделила с ним два тяжелых голодных военных года в Белозерске. Вениамин Николаевич не раз ее упоминает в своих письмах к Евгению Лаврененко.

Евгений Степанович Лаврененко 15-летним юношей пришел в изостудию к Попову, был его любимым учеником. Вениамин Николаевич подарил ему свой этюдник и живописный этюд «Цветущие вишни», написанный им в 20 лет на родине в Пермском крае. После смерти Е.С. Лаврененко его вдова Генриетта Борисовна подарила Музею изобразительных искусств Карелии этюд В. Попова и его этюдник, за что ей большая благодарность.

 

Так постепенно, порой непредсказуемо, выявлялись пути и судьбы произведений Вениамина Николаевича Попова, раскрывались тайны его пропавших и уцелевших картин, пополнялась национальная коллекция Музея изобразительных искусств РК.

Но для того, чтобы рассказать о В.Н. Попове, есть еще один повод: в этом году исполняется 75 лет Союзу художников Карелии. Вениамин Николаевич Попов, талантливый живописец и педагог, стоял у истоков его создания и лично много сделал для того, чтобы в Карелии родился профессиональный творческий союз художников.

В.Н. Попов. Фото с обложки каталога выставки В.Н. Попова в Музее изобразительных искусств РК в 1963 году
Портрет художника В.Н. Попова работы Г. Стронка. Фото с сайта virt-catalog.rk
Exit mobile version