Интернет-журнал «Лицей»

Песни памяти

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Второй концерт фестиваля «Белые ночи Карелии» посвящен тому великому празднику, 70-летие которого мы отмечаем в этом году. Строка стихотворения  Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам», послужившего вербальной основой для песни-гимна Александры Пахмутовой, определила тему концерта.

Праздник Победы, несмотря на постоянное удаление от 1945 года, не становится менее актуальным. Напротив, минувшие десятилетия в обстоятельствах, происходящих в наше время, лишь усиливают ее значимость и позволяют новым поколениям почувствовать ее глубинную человечность. Три поколения,  не знающих, чем и какой была Великая Отечественная, выросло с тех пор. Но каждый год 9 мая мы отмечаем как самый великий праздник, а литература и искусство возвращают  нас в прошлое и помогают разобраться и прочувствовать, прикоснувшись к тем событиям,  что были пережиты страной.

Программа концерта составлена из песен, созданных в годы войны и после нее. Они, как правило, не отражают боевые моменты, хотя эмоциональный накал и исполнительская подача некоторых из них, как, например, прозвучавшие в трактовке Валентины Моисеевой песни «Баллада о матери» Евгения Мартынова и «Два брата» Валерия Гаврилина на стихи Виктора Максимова невольно заставили содрогнуться. Большинство же песен – лирические, запечатлевшие характерные эпизоды военных будней: «Огонек» неизвестного автора на стихи Михаила Исаковского,  «В землянке» Константина  Листова на стихи Алексея Суркова, «Темная ночь» Никиты Богословского на текст Владимирова Агатова, «Соловьи» Василия Соловьева-Седого на стихи Алексея Фатьянова. Сколько в них живого искреннего чувства, мелодического богатства, не поддаться которому невозможно и спустя многие десятилетия. Песня-размышление Яна Френкеля «Журавли» на стихи Расула Гамзатова создавалась спустя годы, но мысленно она обращена к той памяти, которая уходит только с человеком.

Воину нужны были разные песни. Он умел радоваться даже мимолетным событиям, а юмор был необходим как глоток чистого воздуха. И песня как самый мобильный и содержательно емкий музыкальный жанр вмещала в себя все:  песня-диалог «Вася-Василек» Анатолия Новикова, стихи Сергея Алымова или «На солнечной поляночке» Соловьева-Седого, «Казаки в Берлине» братьев Покрасс (стихи Цезаря Солодаря). Таких песен было много, они и в годы войны, и в мирное время сразу подхватывались и распевались везде и всюду.

Главными исполнителями задуманной «вахты памяти» стали два студенческих коллектива Петрозаводской консерватории – оркестр народных инструментов под руководством Алексея Чугаева и академический хор,  программу с которым готовили художественный руководитель Евгений Гурьев и хормейстер Евгения Дыга. И хор и оркстр уже участвовали в программах фестиваля и зарекомендовали себя как надежные и творчески готовые к решению любых задач коллективы.

Оркестр вел всю программу, и два эпизода исполнил без вокала. Он открыл концерт исполнением замечательной  музыки Эдуарда Артемьева к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих». Кто видел этот фильм, наверняка запомнил эту щемяще-ностальгическую главную тему фильма с солирующей трубой, партию которой озвучил Игорь Вараксин. Она определила  настроение общей идеи программы.  Второй номер – «Импровизация на тему песни  Матвея Блантера «Катюша» исполнил в сопровождении оркестра Егор Конев (балалайка). И в этих эпизодах, и в качестве сопровождения солистов оркестр, как всегда, под управлением чуткого дирижера Алексея Чугаева оказался на высоте.

Хор появился на сцене во втором отделении. В основном он сотрудничал с солистами, но «В путь» Соловьева-Седова (стихи Михаила Дудина) и «Березовые сны» Виталия Гевиксмана (стихи Георгия Фере) с прекрасным пониманием музыкально-поэтического текста исполнил без солистов. В целом оба молодежных коллектива работали с такой эмоциональной отдачей, которая как факел зажигала слушателей, а зал до отказа Большой зал консерватории по крайней мере на две трети был заполнен людьми пожилого возраста, но их сердца мгновенно отзывались на услышанное. И присутствующая молодежь не уступала в этом старшим.

Конечно, такая программа не могла обойтись без солистов-вокалистов. Основную исполнительскую нагрузку взяли на себя лауреат международных конкурсов солист Санкт-Петербургского «Хора Русской Армии» Сергей Русанов (тенор), солист Петрозаводского Музыкального театра Андрей Блаховский (бас-баритон). Особую краску в программу внесла и лауреат Всероссийских конкурсов Валентина Моисеева (народный вокал). Неожиданным для слушателей участником концерта стал аспирант Петрозаводской консерватории из Китая Жан Хаотин  — обладатель красивого полнозвучного тенора, замечательно исполнивший песню «На солнечной поляночке».

Особую страницу прошедшего концерта составили прозвучавшие в память об ушедшем осенью прошлого года из жизни выдающемся баритоне Викторе Черноморцеве. Солист Мариинского театра Санкт-Петербурга неоднократно принимал участие в фестивальных программах в Костомукше и Петрозаводске, куда его приглашал Виктор Горин, художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии». Певца и пианиста связывала давняя творческая дружба, они не раз выступали вместе, делали записи на диски. Будучи оперным певцом, Черноморцев любил и постоянно неподражаемо исполнял классические и старинные русские романсы.  В них, как и во всем, что он делал, проявлялся его самобытный артистизм. Два наиболее часто исполнявшихся Черноморцевым произведения: – «Я вас любил» (Борис Шереметьев, стихи А.С. Пушкина) и «Ямщик, не гони лошадей» (Яков Фельдман, стихи Николая фон Риттера») спел Андрей Блаховский.

Голос и исполнительская манера Виктора Черноморцева незабываемы. К счастью, в свое время были сделаны диски с записью программы концерта, состоявшегося во Дворце искусств Кондопоги. В нем Черноморцев и Горин исполнили романсы Чайковского и Рахманинова. Этот диск в качестве памятного подарка вручил многим из присутствующих на концерте  Виктор Горин.

Когда уже была исчерпана программа концерта, а слушатели продолжали оглашать зал неукротимыми аплодисментами, дирижер взмахнул палочкой и зазвучала песня «День Победы» Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова. Созданная в 1975 году, она стала главным гимном памяти Победы в Великой Отечественной войне.

Фото Алексея Киндяка

 

 

Exit mobile version