Интернет-журнал «Лицей»

Министр постмодерна    

 Владимир Мединский. Фото: Александр Щербак / Коммерсантъ

С апологией Андрея Александровича Жданова недавно выступил министр культуры РФ, он же доктор исторических наук Владимир Ростиславович Мединский.

Казалось бы, русский интеллигент никак не может поддерживать того, кто инициировал Постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» – но вот, пожалуйста.

Неординарный человек!

Недавно я его лягнул  в своём альманахе «Пергам» за увольнение И.А. Антоновой.

Чувствую: перегнул.

Личность В.Р. Мединского всё больше интригует меня. Для этого имею два объяснения:

1) Как нельзя лучше В.Р. Мединский иллюстрирует мысль А.Ф. Лосева о тотальности – бессмертии – мифа. Нам кажется: произошла демифологизация. На самом деле старые мифы заменились новыми. Такую трансформацию в своём творчестве осуществляет В.Р. Мединский.

Прогресса тут нет.

Наоборот: наличествует деградация.

Мифы мельчают, хиреют.

Тому прямое свидетельство – «Мифы о России» В.Р. Мединского.

Одни химеры замещаются другими.

Это не булавка.

Нисколько не критика!

Министр-писатель самобытно  обнаруживает объективную тенденцию.

 

2) Скажу без всякой иронии, с полной серьёзностью: я всё больше ценю В.Р. Мединского за то, что он как никто другой – с полнотой и блеском –  воплощает суть и дух постмодерна.

Безосность!

Принципиальная беспринципность!

Самодовлеющая, хорошо работающая на пиар  парадоксальность!

И ещё: успех первее истины – эффект важнее смысла.

Философия постмодерна привлекает прямотой и бесстрашием своего цинизма. Размывая последние рациональные основания, она адаптирует нас к несовершенству бытия – к его дуплистости, трещиноватости.

Мечтаю написать книгу стихов на темы М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра.

Не подумайте, что я ставлю В.Р. Мединского в ряд этих великих имён – всё-таки в целом постмодерн у нас пока второсортный: так сказать, провинциального извода.

Тем не менее никто не поколеблет меня в том убеждении, что В.Р. Мединский – на всех своих уровнях от поведенческого до стилевого – есть удачный продукт эпохи постмодерна.

Повторю: весьма качественный – порой даже по мировым стандартам – продукт!

Много чего в нём намешано.

Но эта мешанина толково самоорганизуется по законам синергетики.

Я всегда любил эклектику в архитектуре.

Она предуготовляет модерн.

Что мы видим сегодня? Экспансию эклектики по всем направлениям!

Она – метод, она – стиль, она – дух.

Коллажи являются её любимой формой.

В.Р. Мединский эклектичен.

Он замечательный коллажист.

Возможно, на этой ниве с ним трудится большая артель, однако кухня – не наше дело.

Важен выход – интересен результат: он впечатляет своими масштабами. В.Р. Мединский исходит креативностью.

Другая грань модерна – экзистенциальная нота, переведённая в мажорный лад: мир неустойчив – всё колеблется и колышется – давайте раскачивать весёлые качели.

Обожаю мыльные пузыри.

Плёнка поверхностного натяжения!

Это настоящее чудо – и физическое, и оптическое.

В постмодерне мир пенится, пузырится.

Твёрдые формы ему решительно не нужны.

Где онтологическая прочность?

На фиг её!

Быть может,  весь Универсум – огромный мыльный пузырь.

Примерно так считал индуизм с его концепцией мира-майи – мира-иллюзии.

Свои пузыри успешно плодит В.Р. Мединский. Действительность красиво ирридирует в них. Быстро лопаются? Ну и что! Тут же нарождаются другие.

Решения Госдумы – и посулы единороссов: их  следует печатать на плёнке поверхностного натяжения.

Пустое, эфемерное!

Но это ткань времени – нашего времени.

Умный человек на этой основе может сделать много доброго. Ведь что здесь позитивно? Свобода – текучесть – вариативность: культура освободилась от лимитаций – наслаждается вседозволенностью – деет, что хочет.

Перехлёстов тут будет много!

Но на их фоне может начаться Ренессанс.

Вероятие ничтожно малое.

Но оно есть.

Глупости в этой игре могут принести пользу.

Их всё больше.

И хорошо!

Хотите видеть министром культуры личность типа Д.С. Лихачёва?

Его эпоха безвозвратно ушла.

Сейчас нужен министр в ключе постмодерна. Это отвечает нерву времени.

Когда-то В.Р. Мединский тесно сотрудничал с С.П. Мавроди. Этим его будут тыкать до конца дней.

Я воздержусь.

Почему?

Презирая финансовые пирамиды, я всё же любуюсь их миражной архитектурой – это шедевры постмодерна.

Его порождение!

Здесь нам явлены симулякры чистой воды.

В.Р. Мединский – министр-симулякр.

Агностицизм является существеннейшим модусом постмодерна.

Имея в виду А.А. Жданова, В.Р. Мединский  честно признаётся: «Вот, на нервах это, знаете, упитанность, вот. Поэтому в ноги поклониться организаторам обороны и эвакуации из Ленинграда. Я вообще не представляю, как они это делали» (Эхо Москвы. 31. I. 2014).

Не представляешь?

Так воздержись от аподиктических суждений! Иначе изменишь своей школе.

Привожу эпистемологическое кредо постмодерна, ёмко и вразумительно выраженное В.Р. Мединским: «Я не знаю правды и боюсь, что никто не знает правды, но та цифра мне приятнее, она работает на мою концепцию» (Грани Ру. 03. I. 2012).

Субъективизм? Прагматизм? Релятивизм?

Ну и что!

Порой лишь благодаря этим установкам нам дано хоть чуть-чуть продвинуться в потёмках незнания.

Думается, что докторская диссертация В.Р. Мединского «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII вв.» – знаю её отрывочно – вполне отвечает выбранной им методологии. Не желая обидеть сановитого автора, осторожно выскажу такое предположение: постмодерн тут замешан на «Домострое» – в квас подлито виски.

Это ли не эклектика?

Причём свежая, эпатажная!

Я бы осмелился так определить существо исследования: это своеобычная ксенофобия задним числом – перенос нынешней ненависти к Западу на давние времена.

Ущербное, болезненное!

Всё от зависти – от комплекса неполноценности!

Убеждён: когда-нибудь и российская власть в целом, и В.Р. Мединский одолеют этот недуг – вспомнят о петровых заветах.

В.Р. Мединский противоречив: нажимает на тормоза – а ведь любит форсаж.

Отсюда буксование.

Вся страна пробуксовывает.

Доколе?

Это осточертело: тупость и косность.

 

 

 

В.Р. Мединский усомнился в ценности западных свидетельств о России. Это лист из дорожного альбома Августина Мейерберга. Австрийский дипломат совершил своё путешествие по нашей стране в 1661 – 1662 гг. Он оказал неоценимую услугу историкам национального деревянного зодчества. Перед нами крещатый шатровый храм. Бесценное  изображение! Верю Мейербергу – Мединскому нет.

 

 

На посту министра культуры одна бездарность сменяла другую.

Я рад, что на этой должности оказался пусть не харизматический, но всё же относительно свежий человек – если он кончит провалом, то это будет весьма бурлескная finita la commedia.

В провальное время живём.

Не скучно.

Фото: Александр Щербак/ Коммерсантъ

 

 

Exit mobile version