«Мы услышали настоящий джаз, а не джазовую халяву!». Композитор Эдуард Патлаенко не скрывал своих эмоций после концерта «Симфоджаз» в Карельской филармонии.
Перед концертом музыканты дали пресс-конференцию. Журналисты узнали, что Андрей Кондаков познакомился с Дениз Перье 10 лет назад, у них есть совместный альбом. По словам Дениз, их объединяет одинаковый музыкальный вкус.
«В каком направлении развивается джаз?»
– Как и всегда, в непредсказуемом, это же импровизация. У Дениз каждая фраза звучит по-новому, — ответил пианист. — В США акцент больше делают на свинг, ритм, а в Европе ценятся интеллект, необычность.
Андрей Кондаков в Петрозаводске очень популярен. Здесь он окончил музыкальное училище, консерваторию по классу композиции у Эдуарда Патлаенко. Его педагог не был чистым академистом, сам увлекался джазом. Пианист вспомнил о написанной в 1967 году Эдуардом Патлаенко Симфонии № 3 для симфонического оркестра и джазового квартета. Он пригласил своего учителя на концерт, и тот остался в полном восторге – и от Дениз Перье, и от импровизаций Андрея Кондакова. Одну из них – в знаменитых «Осенних листьях» из репертуара Ива Монтана – назвал гениальной.
– Иногда смеюсь, когда поют черные вокалисты, – улыбнулась Дениз. – Некоторые российские вокалисты поют лучше американских. Джаз не имеет цвета. Ты или можешь петь, или нет.
Дениз Перье считает своим крестным отцом в музыке Луи Армстронга, который ее когда-то заметил и пригласил для совместной работы. На старте своей карьеры она пела на «разогреве» у великого джазмена.
Американка поразила своей открытостью, чувством юмора. Обаяние огромное, молодым на зависть. И никакой звездности! На пресс-конференции я рискнула задать Дениз вопрос на другую тему: чем она может объяснить успех Барака Обамы? Дениз призналась, что очень любит этого политика. И лукаво добавила, что любит и Билла Клинтона – в отличие от Хиллари. А позже на концерте еще раз вспомнила о Бараке Обама – перед блюзом «Все должно измениться».
В первом отделении Дениз Перье вышла на сцену в длинном оранжево-салатном платье с огромной бабочкой на груди. Женщина далеко не хрупкого сложения, она сразу обворожила публику самоиронией:
– Сегодня хорошая погода, поэтому я выгляжу как бабочка.
Дениз вообще много общалась с публикой, мешая английский с русскими словечками: «Привет!», «Как дела?»
Такой джазовый вокал вживую слышать не приходилось. Мягкий глубокий голос Дениз, иногда хрипловатый, обволакивает, берет в плен. Хочется слушать и слушать. Представляю, что было в ее молодые годы!
В этот вечер посчастливилось услышать в исполнении Дениз Перье и блистательного Андрея Кондакова классику джаза и импровизации на темы шлягеров Маккартни и Косма в сопровождении камерного состава Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии под управлением молодого петербургского дирижера Михаила Пабузина. Бурю аплодисментов вызвала композиция Фрэнка Уоллера «Жимолость». Соло в оркестре исполнили Петр Шафоростов, Валерий Бобков и Андрей Яковлев.
Явно по душе пришлись публике попурри на темы из мюзиклов Уэббера в исполнении Симфонического оркестра и Михаила Пабузина, хотя неважная акустика зала свою роль сыграла.
Без «биса» Дениз Перье и Андрея Кондакова не отпустили. Не хотелось верить, что это завершающий блюз. Понятно стало, почему Андрей Кондаков, по его признанию, редко играет традиционный джаз, но если уж это делает, то с носителями традиционной джазовой культуры. Как Дениз Перье, уроженка Нью-Орлеана.
Фото Анны Орловой