Интернет-журнал «Лицей»

На культуре можно зарабатывать. И гораздо больше, чем сейчас

Анна Заваркина

»Иллюзии старого города». Фото Анны Заваркиной
Как это можно сделать? Об этом рассказали гости из Финляндии. На минувшей неделе в КарНЦ РАН состоялась презентация нового совместного проекта.

Проект «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма» осуществляться будет в двух городах – финском Йоэнсуу и столице Карелии.

О другом совместном проекте – «Города у воды» – мы уже рассказывали,  работа над ним завершится весной будущего года. В презентации нового проекта протяженностью 30 месяцев принимали участие представители городского самоуправления двух городов, ученые и сотрудники музеев, сотрудники турфирм. Ибо одной из задач проекта является создание новых турпродуктов, развитие информационных каналов.

На культуре акцент был сделан не случайно. Сегодня все большую популярность приобретает именно культурно-исторический и экологический туризм. По мнению представителя финской турфирмы «Маткакарьяла» Айри Песси-Мустонен, 80 процентов туристов, желающих посетить Карелию, привлекают в первую очередь ее памятники истории и культуры, ее театры и музеи, различные культурные мероприятия – музыкальные и театральные фестивали, выставки.

Директор по культуре Йонэнсуу Янна Пуумалайнен
Нам есть чем удивить, привлечь внимание, что показать. Однако, по данным, которые привел начальник управления экономики и инвестиционной политики комитета экономического развития мэрии Петрозаводска С. Филин, поток туристов  в последнее время уменьшается. Кстати, такой же процесс наблюдается и в целом по России: одно из последних заседаний в качестве Президента РФ Дмитрий Медведев посвятил именно этому вопросу. И дело не только в кризисе в Западной Европ, но и в низком уровне туристского сервиса, который мы предлагаем сегодня: стоимость поездок по России не соответствует уровню предлагаемого сервиса и безопасности. Ну а россиян и вовсе отпугивает цена: дешевле  отдохнуть неделю в Турции или Египте, чем провести хотя бы два-три дня в старинных русских городах Золотого кольца. Так что спад ожидается и дальше. Да и заграница по карману далеко не всем россиянам.

Лет 5-6 назад было проведено социологическое исследование, чтобы выяснить, много ли наших сограждан вообще бывало за границей?  Оказывается, более половины опрошенных – 57% вообще ни разу не были за рубежом. Наибольшее количество таких «невыездных» в возрастной категории старше 50 лет – 63,5%, среди молодежи младше 30 лет – 55%. Среди тех, кто был за границей хотя бы раз в жизни, мужчин в процентном соотношении на 3% больше, чем женщин, причем практически во всех возрастных категориях.

А вот портрет финского туриста, как выяснилось  на семинаре, резко отличается от нашего отечественного. Как правило, это люди среднего и старшего возраста (и в последние годы они становятся все старше), в основном женщины. Иногда единственный мужчина в группе – водитель автобуса, в котором финские туристки путешествуют.

Турист сегодня, и наш и зарубежный, – нет, не привередливый, а требовательный.  Он не готов швырять деньги налево и направо, и когда платит, требует соответствующего уровня услуг. Еще для него важно общее впечатление, которое он получает от турпоездки. Ему нужны новые ощущения. Его интересуют не только природа или памятники истории, но и образ жизни той страны, куда он приехал. Но если по части удовлетворения культурных ожиданий приезжающих к нам туристов мы не уступим ни одной стране (а Карелия ни одному региону России), то в остальном – увы!

Фото Владимира Никандрова
Можно разработать амбициозную программу «Духовное возрождение Севера», а турист не поедет, если в заботе о «возвышенном» мы забудем о земном. Ну, хотя бы о том, что санитарная зона для остановки туристических автобусов, – это не придорожные чахлые кусты. Учитывает ли сегодня наша туриндустрия, что большая часть тех же финских групп состоит из людей пожилого возраста, требующих не только более комфортных, но и специфических бытовых условий? Сомневаюсь.

Бывает, признавались финские гости, есть превосходная идея, разрабатывается интереснейший маршрут, но он не продается. Так что не только Восток, но и туризм – дело тонкое, сложное.

Приветствуя участников семинара, руководитель Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Анна-Мария Лиукко не скрывала своих симпатий к Петрозаводску. Но добавила, что во время прогулок по нашей столице у нее часто возникают идеи по использованию тех или иных зданий, по благоустройству тех или иных уголков города. И привела пример: отреставрировав старый заводской корпус завода по производству кабеля, городские власти Хельсинки отдали его общественным организациям финской столицы, и там буквально забурлила новая жизнь.

Могу дополнить рассказ госпожи Лиукко: во время пресс-тура в Финляндию нам, карельским журналистам, показали современный спорткомплекс с бассейном, который разместился в старом здании типографии, естественно, после его  реконструкции. При этом хозяева подчеркнули, что посещение комплекса в дневное время бесплатное для всех,  по вечерам им пользуются члены различных спортивных клубов, членский взнос в которых в то время составлял один евро в месяц. И второе: приехать туда позаниматься спортом можно на любом виде муниципального транспорта из любого района Хельсинки. Кстати, мы жили в гостинице в старом порту, под которую переоборудовали списанные за ненадобностью портовые склады.

Фото Константина Пуговкина
О нет, утверждать, что кроме деклараций о развитии туризма в Петрозаводске ничего не делается, несправедливо. О том, что уже сделано, и планы на будущее представили и заместитель начальника управления общественных связей администрации Петрозаводского городского округа Н. Лаврушина, и заместитель министра по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Карелии Е. Шорохов, и зав. сектором проектов и программ музея-заповедника «Кижи» С. Касьянов.

Надо отдать должное музею, который хранит то, что еще осталось от квартала старой застройки.  Конечно, создать в этом уголке старого Петрозаводска планируемый когда-то музей городского быта «Кижи» не в состоянии, у него другие задачи и функции. Но «Иллюзии старого города» (которые сегодня существуют и в виртуальном пространстве)  –  тот самый турпродукт, который так нужен Петрозаводску. Кстати, в рамках проекта «Города у воды» петрозаводские архитекторы разработали проекты реконструкции квартала исторической застройки и преображения набережной Онежского озера – от Сайнаволока до Соломенного. Дело за инвесторами.

Разговор о развитии туризма в двух городах, участниках проекта, – Петрозаводске и Йоэнсуу получился не только интересным, предметным, но и поучительным. Не только для карельской, но и для финской стороны. Ибо во главу угла был поставлен турист, его интересы, запросы, ожидания. Научившись удовлетворять их, мы научимся зарабатывать на туризме деньги. Пока же в России если турист и занимает в этом углу почетное место, то… в качестве липки, предназначенной только для того, чтобы ее ободрать.

В качестве иллюстраций мне показалось интересным использовать фотографии петрозаводчан, которые выложены на сайте администрации Петрозаводской городского округа, – такой они видят  столицу Карелии.

Exit mobile version