Анонс

Крестьянское, натуральное

В Национальном музее РК подвели итоги проекта «Натуральное хозяйство».

Фото на память. Победители конкурса и сотрудники музея, авторы проекта

Этот проект наши музейщики представили на конкурс Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2012 году и выиграли грант.

Полученные средства помогли создать новую экспозицию, разместившуюся в двух залах, – «Натуральное хозяйство», посвященную крестьянству Олонецкой губернии: русским, вепсам, карелам в XIX и первой трети ХХ века, а также зал для интерактивных программ. В экспозиции использованы и работы участников конкурса фоторепортажей и видеосюжетов, который стал одной из акций проекта. Особенность в том, что принять участие в конкурсе мог любой житель Карелии, независимо от возраста. А номинации конкурса – «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» «Особенности национальной кухни, «Домашние животные и «От сохи» – давали возможность  не только проявить свои таланты каждому, но блеснуть знанием крестьянской жизни.

Уголок музейной экспозиции,  появившийся благодаря гранту Потанинского фонда

Вот только несколько цифр, которые прозвучали в минувшую субботу на подведении итогов конкурса: в нем приняли участие 26 человек, представивших 32 работы. География – Петрозаводск, Калевальский, Пудожский, Прионежский, Сегежский, Олонецкий и Суоярвский районы. Авторы фото- и кинозарисовок рассказали о популярных рецептах карельской и вепсской кухни, в первую очередь калиток, о том, что представляет сегодня крестьянское подворье в наших деревнях и селах, раскрыли секреты вязания веников и плетения берестяных корзин… Сегодня в Карелии больше распространены дачные хозяйства, чем натуральные крестьянские. Но что-то еще осталось – работы участников конкурса подтверждение тому.

Конечно, музей не в силах остановить процесс, который набирает с каждым годом силу и в России, и в Карелии: за 20 лет с карты страны исчезли 20 тысяч деревень и сел – по три населенных пункта каждый день. Вполне возможно, что крестьянство с его укладом жизни, культурой останется скоро только в музеях. Дачные хозяйства вряд ли полноценная замена ему, хотя для многих они важная составляющая семейного бюджета. Как и нынешние особняки нуворишей никак нельзя назвать дворянскими усадьбами ХХ века, ибо дворянская усадьба – это не претенциозный особняк с дорогим антиквариатом, собранным на аукционах Европы, а особый пласт русской культуры, которая в нынешние особняки и не заглядывала. Даже если они выросли на заповедных землях старинных усадеб. Правда, эта культура не исчезла, она осталась – в произведениях русских писателей и, конечно, в музеях. Здесь и один из ответов на вопрос «Зачем люди ходят в музей?» Или, скорее, зачем они должны туда ходить? Размышлять – о себе, о времени, о будущем. И еще о том, почему мы так рьяно рвемся все – до основанья (!) – естественности разрушить. И только спустя десятилетия озадачиваемся сомнением: а зачем?

И еще вот о чем. Вряд ли в нашем музее появилась бы новая экспозиция, если бы не поддержка Потанинского фонда. Ежегодный грантовый фонд составляет 20 млн рублей, сумма одного гранта – около двух миллионов. А главное, получить его можно не один раз. Надо только подготовить и предложить интересный, творческий проект. Что и сделали год назад руководитель проекта Денис Кузнецов, заместитель директора Национального музея, и его  коллеги.